Динамика анатомо-физиологического развития детей раннего возраста

Статьи о педагогике » Воспитание и обучение детей в ДОУ » Динамика анатомо-физиологического развития детей раннего возраста

Страница 1

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Ранний детский возраст — от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.

У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170—190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост— 85— 86 см. У двухлетнего ребенка —20 молочных зубов. Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3—4 ч, во втором —4—5 ч. Соответственно уменьшается суточное время сна — с 14 до 12,5 ч.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.

Ткани детей раннего возраста еще очень нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход. В период преддошкольного детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.

Принятая в настоящее время периодизация основана на таком под­ходе. Выделяют следующие этапы развития детского организма: пери­од новорожденности - от 1 до 10 дней; грудной (младенческий) возраст - первый год жизни; ранний возраст - от 1 до 3 лет; период первого детства - 4-7 лет; второго детства -8-11 лет девочки, 8-12 лет мальчики; подростковый возраст -12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики.

Эта периодизация, так же как и социальная, отражающая принятую образовательную систему (дошкольный, младший школьный, средний и старший школьный возраст), не являются физиологически обоснованными. Они не опираются на основную характеристику организма -его функциональные возможности, обеспечивающие адекватное реагирование на внешнесредовые факторы.

Существует представление о том, что в основу возрастной периодизации должны быть положены критерии, характеризующие адаптивное функционирование организма на разных эта­пах его развития. В качестве такого критерия предлагается выделение для каждого этапа развития ведущей функции. На основе этого принципа в раннем постнатальном развитии И.А. Аршавский выделил периоды, характеризующиеся особенностями питания и двигательных актов.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Основные цели гражданского воспитания в школе: - Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия. ...

Анатомия птиц, полёт птиц
Одним из основных отличий пернатых от других групп позвоночных, является способность летать. Существует относительно небольшое количество (около 60 видов) нелетающих либо почти нелетающих птиц, однако все они в процессе эволюции так или иначе утратили это качество, которое имели их предки. Умение п ...

Реализация возможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу
Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы XX века. В разные исторические периоды естествознание и методика его преподавания проходили под различными названиями: «Естественная история», «Природоведение», «Методика преподавания биологии», «Естествознание». Впослед ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru