Методы обучения

Страница 4

Репродуктивные упражнения. Существенным их признаком является ограниченность заданного содержания области применения знаний. Это в основном задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте.

Одним из характерных типов таких упражнений является изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений и т.п., проводимых в форме выполнения письменных заданий, когда учащийся по рисунку (схеме) изображенного предмета (общего вида станка, механизма, прибора, аппарата) должен указать назначение, название, расположение отдельных его узлов, деталей и т.п. Типичным видом репродуктивных упражнений является разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.п. При этом важно так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы, во-первых, форма не закрывала существа изучаемого, и, во-вторых, каждое упражнение несло определенную мыслительную нагрузку.

Для специальных предметов типичными являются упражнения по изучению технической документации - паспортов станков, технологических карт обработки, ремонта и т.п.

Творческие упражнения. Выполняя упражнения такого типа, учащиеся используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, способы действия, приобретают умения решать субъективно новые для них проблемы познавательного и практического характера.

Такие умения формируются в частности, при проведении упражнений по систематизации. При этом учащиеся мысленно распределяют изучаемые предметы, явления, свойства, способы и т.п. по группам и подгруппам, производят их классификацию, сравнение в зависимости от родовидовых признаков. Одним из типичных творческих упражнений является решение продуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки, настройки и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, эффективности применения инструментов, приспособлений, процессов); на определение зависимостей (свойств, технических требований, связей между явлениями и т.п.); на объяснение различных технических явлений и процессов.

При изучении специальных предметов большое применение находят упражнения в планировании (проектировании) технологических процессов обработки, изготовления, ремонта, сборки, наладки, регулировки и т.п. Основная дидактическая цель таких упражнений - формирование у учащихся, прежде всего, обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов, типовых алгоритмов действия, способов самопроверки), используя которые они смогут уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.

Характерный вид упражнений этого типа - составление принципиальных схем изучаемых машин, механизмов, установок и т.п. Учащиеся при этом должны выделить основное, главное, отвлечься от второстепенного, мысленно представить взаимосвязанные звенья и от пространственных представлений перейти к плоскостному схематическому изображению.

Поисковые упражнения - это тоже упражнения в творческом применении полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне мыслительной активности учащихся. Выделяются следующие виды поисковых упражнений, характерных для общетехнических и специальных предметов.

Диагностические упражнения. Основная дидактическая сущность этих упражнений — развитие «диагностических компонентов» технического мышления учащихся. Они проводятся в несколько этапов. На первом этапе учащиеся определяют виды дефектов, неполадок, неисправностей с применением коллекций дефектов, таблиц типичных неисправностей, карточек-заданий и т.п. Второй этап - решение прогностических задач с целью формирования у учащихся умений ориентироваться в ситуациях типа: «что будет, если .», «к чему приведет . и т.п. Последний этап обучения диагнозу - упражнения учащихся в поисках неисправностей, т.е. решения собственно диагностических задач. Эти упражнения эффективно проводить с применением алгоритмов поиска неисправностей и тренажеров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Носители информации
С древних времен человек сталкивается с необходимостью хранения информации и передачи ее из поколения в поколение. Изначально человек сохраняет сведения об объектах окружающего мира в собственной памяти. В этом случае мозг человека является носителем информации. Носитель информации - объект, исполь ...

Методы проблемного обучения и последовательность их применения в учебном процессе
Уровень проблемное™ ситуаций зависит и от того, какими методами и в каких формах учебной работы реализуется принцип проблемное™. Различие методов, обеспечивающих усвоение опыта творческой деятельности определяется постепенностью его овладением учениками. Исследовательский, частично-поисковый методы ...

Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Изучением проблемы творческих способностей и творч ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru