Условия и правила освоения приемов быстрого чтения

Статьи о педагогике » Семь правил быстрого чтения » Условия и правила освоения приемов быстрого чтения

Страница 2

Правило 1.

Текст любой трудности надо читать один раз, не возвращаясь глазами назад, то есть читать без регрессий. Конечно, возвращение к тексту необходимо для осмысления прочитанного и для развития своей мысли. Но только после первого чтения без регрессий.

Правило 2. Одна из причин, побуждающих нас к чтению - это получение информации. Для этого желательно заранее знать, что именно Вы ищете в каждом смысловом отрезке текста. Для удобства можно воспользоваться интегральным алгоритмом чтения статьи:

1) название;

2) автор;

3) источник и его данные;

4) проблема;

5) извлечение фактов для их дальнейшего осмысления;

6) особенности излагаемого материала и критика;

7) новизна.

Правило 3. Для осмысления прочитанного воспользуйтесь дифференциальным алгоритмом чтения. Он состоит из 3 блоков: ключевые слова, смысловые ряды и доминанта. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они передают состояние предмета. Обозначают действие или признак предмета. Их можно подчеркивать простым карандашом. Из ключевых слов строятся смысловые ряды, которые позволяют в сжатом виде понять содержание абзаца. Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами на языке собственных мыслей в результате осмысления полученной информации.

Правило 4. Главный враг быстрого чтения - это артикуляция. Чтение без артикуляции позволяет изменить процесс переработки информации. Совершено иначе происходит процесс понимания и запоминания информации. Чтению без артикуляции способствует выстукивание ритма рукой. Детей достаточно приучить читать, прижав указательный палец к губам.

Правило 5. Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Это позволит быстрее находить нужную информацию в тексте. Упражнения по таблицам Шульте помогут его совершенствовать.

Правило 6. Катализатором чтения является внимание. Его отсутствие мешает читать без регрессий. Внимание характеризуют пять показателей: концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем.

Точно и быстро выполнить любую работу можно лишь в том случае, если Вы будете максимально собраны, то есть у Вас будет сконцентрировано внимание. Устойчивое внимание отличает людей, увлеченных своим делом, умеющих отвлечься от постороннего.

Когда нужно выполнить одновременно две или несколько работ, то пригодится способность распределять свое внимание на два и более вида деятельности. Умение быстро переключаться с одного вида работы на другой помогает быстро ориентироваться в читаемом тексте. На практике объем внимания характеризуется числом предметов, который человек может воспринять при быстром предъявлении. Важно тренировать свое внимание.

Правило 7. Обучение быстрому чтению осуществляется благодаря памяти. Оказывается, что материал не просто хранится в мозге, а перерабатывается или забывается. Для лучшего сохранения воспользуйтесь картами памяти, которые были разработаны Тони Бьюзеном.

Чтение без регрессий и артикуляции, интегральный и дифференциальный алгоритм, внимание, периферическое зрение, создание "карт памяти" позволит Вам тратить меньше времени на чтение газет и журналов.

8. Критика методики "скорочтения"

Обычно, критики методики скорочтения строят карикатуру на этот жанр чтения. Они начинают описывать взоры разрезающие страницы, шелест страниц, торопливость и поспешность читателя. На месте книги обязательно должна оказаться "Война и мир". Читателем обязательно должен быть школьник. С другой стороны, противники стандартного способа чтения строят не мене глупую карикатуру - некую отличницу, которая с "вдумчивостью" и "пониманием каждого слова" читает таблицу Брадиса.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Понятие лексикона и его организация
Существуют различные подходы к определению лексикона. Динамика подходов к определению лексикона индивида в значительной мере соотносится с общими тенденциями развития психолингвистики и других наук о человеке. В психолингвистических работах 60-60-х годов ХХ века на развитие представлений о лексикон ...

Методика обучения генетики в традиционном подходе
Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя. Содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Хорошо известно, что школьники ...

Рисунок мелом на классной доске
Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первона ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru