Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток

Статьи о педагогике » Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет » Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток

Страница 1

Обучение в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук. Дети же дошкольного возраста непосредственно основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.

Одним из условий эффективности обучения шестилеток является психологическая готовность детей к обучению в школе. Психологическая готовность (по данным Л.А. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.) определяется той системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Связаны они, как показывают исследования отечественных психологов, с изменением социальной позиции ребёнка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным – оно изменяется, обогащается.

Основными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная, волевая и социально – психологическая готовность.

Личностная готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, к самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению в плане личностного развития является ребёнок, которого школа привлекает не внешними сторонами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Как правило, личностная готовность включает формирование желания принять новую «социальную порцию» - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное положение в обществе по сравнению с дошкольниками.

Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает приобретённый кругозор, запас конкретных знаний, а также формирование у ребёнка определённых умений. К ним, прежде всего, относится умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности;

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.

Социально психологическая готовность к школьному обучению – формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими людьми, учителем. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать самыми гибкими способностями установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент готовности предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развевающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего обучения.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективность выставляемых отметок. С ...

Метод учебного проекта в школьном образовании
В основе проектной деятельности учащихся лежит педагогическая технология обучения, которая так и называется — метод проектов. Этот метод возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разра ...

Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru