Анализ работы воспитателя по развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Статьи о педагогике » Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру » Анализ работы воспитателя по развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Страница 2

Так, в начале учебного года во второй младшей группе усложняются предметные способы решения игровых задач. В связи с этим можно запланировать ряд совместных игр воспитателя с детьми, в процессе которых одних малышей учат действовать с предметами-заместителями, других – с воображаемыми предметами. При переходе к формированию ролевых способов предусматриваются игры имитационного характера, подвижные игры с сюжетным содержанием, в ходе которых дети, взяв на себя роль, учатся выразительности движений, жестов.

Однако времени для дидактических игр недостаточно, планирование дидактической игры ведется бессмысленно.

II этап (основной) – включал в себя наблюдения за детьми, способами организации и руководства со стороны педагога.

Практика показывает, что игра детей часто заключается в бесцельном катании машины по группе.

Таким образом, уже после первого наблюдения можно запланировать изменение предметно-игровой среды и конкретные методические приемы, направленные на развитие дидактической игры.

В процессе совместной игры воспитатель показывает, как использовать воображаемые предметы. Например, спросив у ребенка:

"Что ты перевозишь?" и услышав в ответ: "Кирпичи", педагог с сожалением говорит: "Как много ты нагрузил кирпичей. Твой груз опасно везти, он может упасть. Что же делать? Эти кирпичи так нужны на стройке". Взрослый таким образом дает ребенку возможность подумать, как поступить в данной ситуации, а затем предлагает свой вариант: "Шоферы иногда привязывают большой груз к кузову веревкой. Вот так!" (показывает жестом, как это можно сделать).

Но мы видим, что в данном случае предпочтение педагог отдает сюжетно-ролевой игре, но не дидактической. Дети не умеют пользоваться дидактическими играми, материалами. Несмотря на обилие материала и дидактических игр в группе дети не подходят к играм, слабо выраженный интерес.

III этап (завершающий) состоял в стороннем наблюдении за свободной самостоятельной дидактической игрой. Хронометраж (5 дней по 30 мин.) свидетельствует, что за данный период времени 28% – самостоятельно берут и играют в дидактические игры, 52% с помощью педагога, 20% – не подходят к дидактическим игрушкам.

Таким образом, анализ данного исследования: развитие детей дошкольного возраста свидетельствует об отсутствии системы в работе педагога, слабо выраженное руководство ими. А между тем своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды. Эти ситуации способствуют развитию умения ориентироваться в игровой задаче, побуждают добиваться воображаемого результата, находить новые варианты и средства реализации задач.

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, "в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности". Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр.

В играх с правилами главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Цели и задачи гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных те ...

Запуск и завершение работы прикладной программы
Для работы с различными видами информации используются прикладные программы. С помощью их решаются такие простые задачи, как подготовка текстов, создание рисунков, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов. Прикладные программы используются и для решения более сложных задач. Например, для выполн ...

Особенности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
По данным исследований, первое место в мотивации учебной деятельности учащихся начальных классов занимают широкие социальные мотивы, второе — узколичные, третье — учебно-познавательные. Широкие социальные мотивы. В системе мотивов, — пишет Л. И. Божович, — побуждающих учебную деятельность младших ш ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru