Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли

Статьи о педагогике » Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру » Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли

Страница 3

Еще в двадцатых годах нашего века американская педагогика делает решительный шаг в преодолении неофребелизма: снижается значение собственно дидактических игр, на первый план выступают материалы для строительных игр и .конструирования (Патти, Смис Хилл и другие).

Теперь значительно активизировалось педагогическое значение игр для воспитания аномальных детей, но также в интеллектуальном направлении.

Для современной дошкольной педагогики характерно стремление поставить ролевые игры детей на службу дидактики. Это сделано в школах для пяти-, семилетних детей в Англии, где чтению, письму и счету обучают в форме ролевой игры в "магазин". Стремление это вполне понятно, дидактические игры в их обычной форме широко разработаны, и новшества здесь внести трудно. Мало нового, к примеру, в содержании и форме дидактических игр на развитие речи, математических представлений и счета. Они стали традиционны. Педагогика овладевает еще не завоеванным дидактикой – ролевыми играми, и делается это не без успеха.

Ярко выраженное дидактическое направление игр в дошкольном воспитании определяется, конечно, общей концепцией "воспитания через образование", характерной для педагогики XIX в.

Из этой общей концепции образовательных игр нельзя исключить и подвижные игры, правда, подчиненные задачам физического "образования". Воспитательная концепция педагогики игры представлена значительно слабее, и главным образом в психологическом аспекте тех же дидактических игр–воспитания внимания, памяти, мышления, речи.

Общая концепция воспитания, принятая советской педагогикой в начале ее развития, в значительной мере определила педагогическое понимание игры и ее использование в детских садах.

Резко отрицательно, остро критически отнеслась советская педагогика к характерному для того времени отрыву воспитания в детских садах от жизни.

Н.К. Крупская подвергла критике буржуазные системы детских садов – французских, итальянских, швейцарских, которые руководствовались узкодидактическими задачами. Это касалось содержания их работы в целом и непосредственно игр – по преимуществу фребелевских дидактических игр и занятий. Они составляли основу педагогической работы, и вполне понятно, что вся она носила чисто дидактический характер.

Рамки старых систем оказались узки для задач воспитания нового человека, которая решала советская педагогика.

Н.К. Крупская предъявила к педагогике игры высокие требования. "Игра есть потребность растущего детского организма, – писала она. – В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Но есть игра и игра. Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры "Фанты", "Краски", "Что летает?" и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Понятие "воспитание" в широком и узком значении
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Понятие воспитание в узком значении тождественно понятию “воспитательная работа”, в процессе к ...

Работа учреждения дополнительного образования
Исследовательская работа проходила на базе подросткового туристского клуба "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре. Педагоги клуба в работе с трудными подростками ставят перед собой ряд задач: Социализация подростков, а именно: умение работать в команде. Развитие лидерских качеств Индивидуальн ...

Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru