Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли

Статьи о педагогике » Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру » Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли

Страница 3

Еще в двадцатых годах нашего века американская педагогика делает решительный шаг в преодолении неофребелизма: снижается значение собственно дидактических игр, на первый план выступают материалы для строительных игр и .конструирования (Патти, Смис Хилл и другие).

Теперь значительно активизировалось педагогическое значение игр для воспитания аномальных детей, но также в интеллектуальном направлении.

Для современной дошкольной педагогики характерно стремление поставить ролевые игры детей на службу дидактики. Это сделано в школах для пяти-, семилетних детей в Англии, где чтению, письму и счету обучают в форме ролевой игры в "магазин". Стремление это вполне понятно, дидактические игры в их обычной форме широко разработаны, и новшества здесь внести трудно. Мало нового, к примеру, в содержании и форме дидактических игр на развитие речи, математических представлений и счета. Они стали традиционны. Педагогика овладевает еще не завоеванным дидактикой – ролевыми играми, и делается это не без успеха.

Ярко выраженное дидактическое направление игр в дошкольном воспитании определяется, конечно, общей концепцией "воспитания через образование", характерной для педагогики XIX в.

Из этой общей концепции образовательных игр нельзя исключить и подвижные игры, правда, подчиненные задачам физического "образования". Воспитательная концепция педагогики игры представлена значительно слабее, и главным образом в психологическом аспекте тех же дидактических игр–воспитания внимания, памяти, мышления, речи.

Общая концепция воспитания, принятая советской педагогикой в начале ее развития, в значительной мере определила педагогическое понимание игры и ее использование в детских садах.

Резко отрицательно, остро критически отнеслась советская педагогика к характерному для того времени отрыву воспитания в детских садах от жизни.

Н.К. Крупская подвергла критике буржуазные системы детских садов – французских, итальянских, швейцарских, которые руководствовались узкодидактическими задачами. Это касалось содержания их работы в целом и непосредственно игр – по преимуществу фребелевских дидактических игр и занятий. Они составляли основу педагогической работы, и вполне понятно, что вся она носила чисто дидактический характер.

Рамки старых систем оказались узки для задач воспитания нового человека, которая решала советская педагогика.

Н.К. Крупская предъявила к педагогике игры высокие требования. "Игра есть потребность растущего детского организма, – писала она. – В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Но есть игра и игра. Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры "Фанты", "Краски", "Что летает?" и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru