В результате проведения экспериментальной работы гипотеза исследования о том, что разработки и проведения специального комплекса уроков по математике будет способствовать повышение уровня сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР, которое возможно при условии: учета недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР; разработки направлены на формирование математических представлений и навыков счета, была доказана.
В заключении сделаем выводы по всему содержанию выпускной квалификационной работы.
Данное дипломное исследование было направлено на изучение особенностей формирования математических представлений и навыков счета у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В исследовании был проведен научно-теоретический анализ формирования и нарушения фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР, изучены структура ФФНР и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте, а также анализ литературы по данной проблеме. В теоретической части работы представлена также характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, особенности их речевой системы и высших психических функций.
Проведя анализ литературы по проблеме, мы выяснили, что у детей с ФФНР наблюдаются трудности формирования математических представлений и навыков счета, которые могут быть обусловлены не только недоразвитием речи, но и сочетанием речевого недоразвития с нарушениями организации и регуляции деятельности; сочетанием речевого недоразвития с недостаточностью когнитивных функций.
Содержание системной работы по формированию математических представлений и навыков счета у детей с ФФНР должно дифференцироваться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей детей и предусматривать развитие навыков организации и регуляции деятельности; развитие умения опосредовать математическую действительность речью; активизацию когнитивных функций.
У младших школьников с ФФНР без специальной системы коррекционной работы математические представления и навыки счета формируются неполноценно и не могут являться основой для усвоения школьного курса математики при дальнейшем обучении на средней ступени школы.
Вторая глава посвящена проведению эксперимента, состоящего из трех этапов. На первом констатирующем этапе была проведена диагностическая работа по измерению уровня сформированности математических представлений и навыков счета. Вторым этапом опытной работы было проведение уроков математики. На заключительном, третьем контрольном этапе, были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий.
Проведя диагностику уровня сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР, мы отметили низкие результаты и сделали вывод о необходимости и значимости формирования у младших школьников математических представлений и навыков счета, направленных на развитие их умственной деятельности и повышения качества общей математической подготовки за курс начальной школы.
Математика является наиболее сложным предметом школьного курса. А математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий. Дети не понимают смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с ФФНР положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность. Главной задачей остается научить детей счету, измерениям, решению арифметических задач. Не менее важной и значимой является задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей детей.
Основная задача воздействия родителей на детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Очень важно, чтобы родители как можно больше уделяли времени общению с ребенком, в процессе которого осуществлялось формирование и развитие математических представлений ребенка, усвоение им необходимых математических представлений и терминов. Активизируя, тем самым, у детей с ФФНР активную самостоятельную математическую речь, способствуя ее развитию по средствам общения в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.
Еще о педагогике:
Сущность понятий технология и технологическое образование
Технология – это определенная последовательность производственных операций, действий, обеспечивающих изготовление какой – либо продукции заданных параметров, качеств. Технология занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью изучения и использования наиболее эфф ...
Методы стимулирования
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как животное, нуждается в постоянных стим ...
Структура
и типы проблемных ситуаций, способы их создания
1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций: Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В. Кудрявцев выделяет следующие типы проблемных ситуаций в обучении учащихся средних общеобразовательных учреждений: 1) проблемные ...