Представления о форме у данной категории детей сформированы. Они выполняют классификацию геометрических фигур, могут определить форму предметов. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет не на основе существенных признаков выделения свойств и анализа частей, а с опорой на зрительное восприятие.
Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети младшего школьного возраста с нарушениями речи часто пользуются приемом бесконтактной близости, т.е. отражаемое пространство для них еще диффузно. Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношений к себе и другим предметам.
Они понимают значение основных, наиболее часто употребляемых предлогов и наречий. Однако затруднено активное использование этих частей речи в произвольном высказывании, что осложняет осмысление и оценивание расположения объектов и отношений между ними. Эти дети не освоили словесную систему отчета по основным пространственным направлениям.
Характеризуя восприятие времени школьниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представления о времени у них бедные, поверхностные, поскольку не сформировано умение строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).
При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания, и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с ФФНР положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.
Главной задачей остается научить детей счету, измерениям, решению задач. Не менее важной и значимой является задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая реализуется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Математическое содержание раскрывается в 3-х направлениях: арифметическое (цифра и число, основные свойства натурального ряда и др.); геометрическое (образы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.); содержательно-логическое, обеспечивающее условия для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления у детей.
Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод, позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).
При планировании учитываются психические закономерности развития, а также основные дидактические принципы: систематичность, последовательность и т. д. При планировании содержания образовательного процесса, учитываются следующие факторы успешного обучения: формирование культуры эмоционального контакта со взрослыми и детьми; обучение ребенка способам выявления количественных и пространственных отношений: практическому сопоставлению численностей множеств, сравнению размеров предметов, счету и измерению величин.
Большинство детей с ФФНР имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, важно уделять особое внимание на занятии физкультминуткам и пальчиковой гимнастики.
Основная коррекционная задача педагога состоит в том, чтобы формировать у детей, имеющих отклонения в развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Основной речевой материал для закрепления знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий – стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа.
Еще о педагогике:
Понятие творчества
Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Главный критерий, отличающий творчество от производства - уникальность его результата, так как в процессе творчества автор определенные аспекты своей личности. ...
Художественная деятельность детей младшей группы
В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художестве ...
Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в обучении
Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах. Это возможно только ...