Будучи согласным с Ушинским по вопросу о необходимости создания национальной школы и с Пироговым об усилении нравственного и гражданского воспитания, предостерегал от перегибов в воспитании видный педагог-просветитель 50х-80х гг. 19 века В.Я. Стоюнин. В основе педагогической системы Стоюнина находится любовь к человеку и уважение личности, индивидуальный подход в воспитании. Эти принципы он считал главными для школы, если она ставит своей целью образование и воспитание человека, полезного обществу, своей стране. Путь воспитания человека-гражданина он видел в сознании бессословной школы, в изменении структуры и содержания образования, в применении новых методов преподавания с использованием воспитательного значения лучших образцов литературы, искусства, картин природы и народного творчества. При этом непременном условии должно быть использование творческого труда учащихся в воспитании нравственной связи с народом и чувства патриотизма на уроках истории и литературы, развития самосознания учащихся. Владимир Яковлевич убеждал в необходимости воспитывать настоящих граждан своей страны в национальной школе. В статье « Заметки о русской школе» он представил свое видение такой школы: «… дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается, в связи с его природными способностями и наклонностями, в связи с его семьею и общественными положениями и требованиями, живая школа не преобразуется и не создается по чужой истории и по чужим опытам, потому что эти опыты делались в известной среде, в известной местности и в известное время, может быть и очень продолжительное: они делались не из подражания кому-нибудь, а вызывались требованиями времени, согласно с его духом. Они объясняются и историей, и характером народа».
В той же статье Стоюнин задался вопросом: Каких людей должна воспитывать русская бессословная школа? И ответил: «…… гражданином может называться только человек свободный, т.е. такой который признает над собой лишь власть закона и с самоуверенностью и смело опирается на нее, когда отстаивает свои права». Владимир Яковлевич пояснял, что гражданин- это, прежде всего член нравственного общества, которое имеет возможность свободно развиваться под государственной охраной. Свободно же оно может развиваться только при самоуправлении, свободном труде, суде при участии граждан, гласности, серьезной науке. Нет такого общества, нет и гражданина, а нет его, нет и достаточно людей, нужных сильному государству. Таким образом Стоюнин считал главной задачей системы образования- воспитывать граждан, патриотов своей страны. Патриотическое воспитание он представлял как развитие стремления к добру, любви к людям, направленные к определенному идеалу нравственного воспитания в свободном обществе.
Анализ творческого наследия наиболее известных теоретиков и практиков педагогики России 19 века позволяет сделать следующие выводы:
- Цель образования состоит в подготовке человека к жизни умственно и физически, воспитание гражданина, полезного члена общества.
-Содержание патриотического воспитания несколько варьируется в зависимости от социально-политической обстановки в стране и, следовательно, выдвигаемых обществом задач педагогики.
- Средствами патриотического и гражданского воспитания многие педагоги считали глубокое изучение Отечественной истории и географии, начиная со своей деревни, городка, волости т.д.
Еще о педагогике:
Условия и правила освоения приемов быстрого
чтения
При проведении занятий по освоению методов, техники и приемов быстрого чтения необходимо выполнять ряд условий. 1. Освоение методов и приемов быстрого чтения - процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Обязательное условие успешности самостоятельного обучения - его непрерывность, ...
Речевой этикет и речевая ситуация
Речевая ситуация определяется такими обстоятельствами, которые вынуждают человека говорить, при этом действовать в более или менее строгом соответствии с определяющими ситуацию признаками. Вообще под речевой ситуацией ученые понимают сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общ ...
Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений и их содержание
Патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий. Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами называли себя борцы за народное дело, защитники республики ...