Руководствуясь проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации», психологическая служба-центр (или сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов), реализуется, как осуществление социально-психологической поддержки студентов, преподавателей и сотрудников ВУЗа, то есть как оказание психологической, консультативной, методической помощи участникам образовательного процесса; апробацию и внедрение эффективных психологических технологий, инновационных и авторских форм и методов психологической работы; практическую психологическую подготовку студентов учреждения к профессиональной педагогической деятельности в свете поставленных задач.
Служба-центр проводит особую психологическую работу по оформлению деятельности, общения, сознания и личности студента, а это значит:
- содействие профессионально-личностному развитию студентов через раскрытие их творческого и профессионального потенциала;
- осуществление психологического просвещения студентов и сотрудников колледжей, распространение и внедрение в практику образования и воспитания студентов достижений психологической науки;
- гармонизация социально-психологического климата образовательного пространства колледжа;
- формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни;
- содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда;
- первичная профилактика аддитивного поведения студентов.
В содержание работы по психологическому сопровождению включены вопросы самопознания, способов решения задач развития, формирования психологических техник работы над собой, выработки собственного стиля деятельности и поведения и в целом психологическую готовность к педагогической деятельности.
Очерченный круг задач, несомненно, может быть решен только благодаря системному подходу. Система направлений работы службы психологического сопровождения студентов в большинстве учреждений в настоящее время сложилась и традиционно включает:
- психологическое просвещение;
- психодиагностику;
- психологическое консультирование и психологическую профилактику.
Однако наполнение содержания обусловлено спецификой будущей профессии и в достаточной мере определяется профессиограммой. При этом в нашей работе задействовано и такое направление, как самоизучение (с последующим самоотчетом студента).
Служба психологического сопровождения при определении содержания работы и ее инструментария исходит из учета возраста студентов и их студенческого «стажа». Психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает:
- содействие успешной адаптации первокурсников к условиям образовательного пространства колледжа;
- диагностику когнитивной деятельности студентов и разработку рекомендаций по ее развитию;
- индивидуальное психологическое консультирование студентов по вопросам оптимизации учебной деятельности;
- оказание конкретной помощи студентам, преподавателям, сотрудникам в решении учебных задач.
Работая с первокурсниками в адаптационный период, психолог измеряет их психологический возраст для выявления группы ребят с подростковыми характеристиками и студентов с высоким коэффициентом реализованности, который, должен привлечь внимание психологов.
Определяя ведущие репрезентативные системы студентов, психолог помогает им в организации их познавательной деятельности. И, конечно, интересны ценностные ориентации студентов.
Вторые курсы, которые имеют репутацию переломных, педагог-психолог рассматривает на предмет их социальной адаптивности и профессионально важных качеств.
Непременное условие - индивидуальные консультации: разъяснение каждому студенту его результатов, планирование работы по развитию его дефицитарных показателей, то есть уже с первого курса у студента необходимо формировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.
Еще о педагогике:
Принцип систематичности и последовательности
Этот принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способ ...
Взаимодействие современной школы и современного телевидения
. “образование” сегодня — это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. “Активную” — потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется пусть и не “вечного”, но хотя бы “разумного, доброго”, ил ...
Диагностическая модель исследования нарушений речевого развития у детей
Теоретически обоснована и экспериментально разработана трехуровневая диагностика нарушений речевого развития у детей. Первый уровень диагностического исследования предполагает обоснование и реализацию психодиагностического комплекса, направленного на изучение психического развития ребенка, и на осн ...