Характеристика детского творчества

Страница 4

В целом, творческий процесс взрослого и ребенка имеют одинаковые этапы, различающиеся только длительностью протекания. Разница временных промежутков заключается главным образом в отсутствии у ребенка жизненного опыта, а также рядом психологических свойств малыша - неумением обдумывать идею, осознанно использовать композиционные средства, критически относиться к своему творчеству, неумение правильно использовать художественные материалы. Несмотря на это, детские работы очень эмоциональны и динамичны.

До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно предоставлена в практике воспитания детей.

За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

способы творческих действий;

качество детской продукции.

Первую группу входят:

искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;

увлеченность, захваченность деятельностью;

музыкальный слух);

видоизменение специальные художественные способности (образное видение, поэтический и мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;

возникновение потребностей, интересов к творчеству.

Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта. Очень важно для педагога заметить их и на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально-интеллектуального опыта необходима развивать творческие устремления детей на уровне "хочу" и "могу". Без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность. Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира - основа таких устремлений. На этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как следствие такого мировосприятия - возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям, что волнует его. Если у ребенка отсутствует своеобразное восприятие мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Большое влияние на развитие способностей ребенка-дошкольника оказывают взрослые.

Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В нее входят:

дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;

самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;

быстрота реакций, находчивость в действиях.

Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Третья группа - показатели качества продукции детского художественного творчества:

нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

индивидуальный "почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка; в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Мы имеем в виду повседневную жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.д., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Диагностика уровня творческого развития воспитанников м.с.х. «Сирена»
С целью выявления проблемы роста уровня творческого развития воспитанников мастерской современной хореографии «Сирена» был применен диагностический комплекс методов. Весь процесс шел в сотрудничестве с психологической службой. Для исследовательской работы и диагностики была выбрана группа младшего ...

Подходы к оцениванию в разных системах образования
Великобритания. Большинство колледжей и университетов в Великобритании, также как начальные и средние школы, используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - & ...

Миссия
Подготовка конкурентоспособных специалистов в области экономики, бизнес-администрирования и информатики в соответствии с международными стандартами посредством внедрения прогрессивных образовательных технологий, системы дистанционного обучения и совершенствования внутривузовского менеджмента. Цели ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru