Особенности деятельности социального педагога

Статьи о педагогике » Семья и её роль в воспитании личности » Особенности деятельности социального педагога

Страница 1

Смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая работа с детьми, которых никак не отнесешь к благополучным и примерным, общение с их далеко не образцовыми родителями, постоянное погружение в «изнанку» жизни, в психологические и моральные конфликты. Процесс социального взросления подрастающего поколения вообще необычайно противоречив и сложен, а в случае с детьми и подростками из так называемой группы риска – вдвойне, а то и втройне сложнее.

Спектр деятельности социального педагога довольно широк: это и работа с ближайшим окружением подростка (семья, соседи, одноклассники, приятели), и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, диспансеры, милицию, различные внешкольные учреждения. Его функция заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения «деформации социальных связей».

Что же происходит в реальности? Во-первых, налицо дефицит кадров. Во многих школах эта должность не занята из-за отсутствия желающих. Чаще всего на эту работу идут люди, лишившиеся основной специальности, не имеющие педагогического образования. А специалисты, имеющие соответствующую подготовку, как свидетельствует статистика, уходят через год-два. Почему? О некоторых причинах было сказано выше. Добавьте к ним низкую зарплату и весьма невысокий (далеко не приоритетный) статус в педагогическом коллективе. Анализ деятельности социальных педагогов г. Москвы и Московской области показывает, что многие из них ограничивают свою работу лишь формальными действиями. Составляют списки и картотеки неблагополучных детей и их семей, налаживают связи с различными социальными учреждениями. Все это, безусловно, нужно, но главное в другом. Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала являются, во-первых, исследовательская, нацеленная на выявлении причин дезадаптации детей и подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска».

Появление социальной работы в России было обусловлено значительными изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего поколения. Социальная педагогика, сформировавшись к концу 80-х гг. как самостоятельная наука, была призвана обеспечить компетентность социальной деятельности, а социальный педагог должен был заполнить профессиональный вакуум социального воспитания.

Становление социальной работы происходит в России при доминирующей роли социальной педагогики, педагогических аспектов социальной помощи и защиты человека. Р. В. Овчарова подчеркивает, что «выращенный на прогрессивных традициях отечественной педагогики и зарубежного опыта, социальный педагог стал первопроходцем, пробившим дорогу новой профессии – социальная работа».

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Задачи советской школы в условиях военного времени
Великая Отечественная война коренным образом изменила все сферы жизни общества нашей страны. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. Обстановка невиданной в истории во ...

Театрально - игровая деятельность как средство развитиялидерских качеств
Задачи, стоящие перед школой сегодня, несомненно, иные, чем десять лет назад. Да и те, кто решает эти задачи, стали другими. В тоже время школа, как всегда, выполняет главную общественную функцию – развитие и воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество был ...

Контроль как функция управления дошкольным образованием
Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей. Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения инфор ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru