Установление контакта с семьей

Страница 2

Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".

Важнейшим результатом содержательного и эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.

Уникальный воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении.

В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

Хотя в последнее время и наметились новшества, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. И в результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семенного воспитания не используются в полной мере.

Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают проблему помощи родителям с точки зрения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяют три вида связи между семьей и детским садом.

К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы активизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.

Второй вид характеризует включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Третий вид связи возникает тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

Привлекать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принимать решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.

Поощрять сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.

Обеспечивать удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы.

Анализ опыта семейного воспитания и данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что нередко родители понимают, к каким целям в воспитании своего ребенка нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие методы и средства выбрать. Причинами педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед обществом за воспитание ребенка. Поэтому родителям недостаточно одной любви к ребенку и желания его вырастить, необходимо еще знать, как строить отношения с ним, основываясь на возрастных физических и психических особенностях дошкольников.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Конструирование - один из видов изобразительной деятельности дошкольников
Конструирование (от латинского слова construere – построение) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Постройки и поделки детей служат для практического испол ...

Развитие творческих способностей младших школьников
При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разр ...

Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка
Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и лис ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru