Функции контроля

Страница 2

Система контроля и оценки позволяет уста­новить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обуче­ния. Результат деятельности учительского кол­лектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система контроля и оценки не может огра­ничиваться утилитарной целью - проверкой ус­воения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролиро­вать себя, критически оценивать свою деятель­ность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль в начальной школе име­ют несколько функций.

Социальная функция проявляется в тре­бованиях, предъявляемых обществом к уров­ню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае ис­пользуется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспита­ния и осведомленности школьника, сформиро­ванное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие до­стигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандар­там), а оценка выражает реакцию на степень и ка­чество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в ко­нечном счете система контроля и оценки для учи­теля становится инструментом оповещения обще­ственности (учеников класса, учителей, родите­лей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном эта­пе его развития. Это дает основания для прогнози­рования направлений развития образования в бли­жайшей и отдаленной перспективах, внесения не­обходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходи­мой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обу­чения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и

осознанность знаний, умение применять полу­ченные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; ус­танавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основ­ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возмож­ность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, про­анализировать, какое содержание обучения це­лесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, како­вы конкретные результаты его учебной дея­тельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; ка­кие стороны учебной деятельности сформиро­ваны, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной само­оценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятель­ность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) созда­ет определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию уче­ника. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в раз­ряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя долж­на соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчать­ся вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные ре­зультаты мот быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных за­конов педагогики начального обучения - млад­ший школьник должен учиться на успехе. Ситу­ация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является ос­новой диагноза планирования и прогнозирова­ния. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных резуль­татов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Воспитательное воздействие коллектива на личность
Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Коллектив - это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляются два значения понятия “коллектив”. Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллект ...

Особенности генетики как учебной дисциплины
Известно, что формирование генетики как научной дисциплины относится к началу ХХ в., когда были переоткрыты законы Менделя, появились понятия ген, фен, мутация. Затем в течение последующих 20-30 лет при многих университетах возникли кафедры генетики, началось преподавание этой дисциплины, стали вых ...

Функции и роли социального педагога
В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом деятельности социальных педагогов, а также на основе его осмысления в научной литературе и специальных рекомендаций Министерства образования (например, Методическое письмо Минобразования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.199 ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru