Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса

Статьи о педагогике » Контроль в обучении младших школьников » Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса

Страница 3

В другой работе Н.Ф. Талызиной наряду с указанием на необходимость осуществлять систематический контроль за формирова­нием новых познавательных действии отмечается. «В случае правиль­ного ответа ученик испытывает удовлетворение от этого, а в случае ошиб­ки он начинает активно искать её причины». В этой же работе автор не раз подчеркивает мысль о том. что только правильно организованный и своевременный контроль повышает мотивацию учения, а при неправиль­ной организации контроля он приводит к потере интереса к учению.

Б.И. Дегтярёв считает, что самоконтроль, взаимоконтроль и коллективная оценка знаний учащихся, осуществляемые в сочетании с разными формами организации обучения, - необходимое условие осоз­нания учащимися своей деятельности на уроке. Это полезно и проверяю­щим и проверяемым, т.к. оказывает влияние на формирование личности школьников, усиливает сознательность мотивов в их поведении, выра­батывает привычку оценивать свои поступки и владеть собой, согласо­вывать свои действия с действиями товарищей, открывает благоприят­ные возможности для формирования мировоззрения, укрепления систе­мы нравственных взглядов, выработки разумных и доброжелательных взаимоотношений между учителем и учеником.

Работы А.К. Марковой, А.Б. Орловой, Л.М. Фридмана и А.К. Марковой содержат обобщения результатов исследований форми­рования мотивации учения школьников. Для нас представляют интерес их выводы о том, что «многочисленные психологические исследования (П.Я. Гальперин и П. Голу, Д.Б. Эльконин. В. В. Давыдов и А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина и В.Ф. Моргун. А.К. Маркова, Л.К Золотых, Т.И. Лях и др.) показали, что характер мотивации можно программиро­вать через тип учения»; «резервы (мотивации) не актуализиру­ются сами по себе, а мобилизуются в ходе включения школьников в ак­тивные виды деятельности и социальных взаимодействий» Ав­торы высказывают мысль о том, что важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали фактическое положение знаний и умений каждого ученика, но и использовались для побуждения его к дальнейшей учебной работе, для создания дальнейших перспектив этой работы.

В подтверждение высказанной ранее А.Н. Леонтьевым мысли о том, что значение отметки способно приобретать в сознании уча­щихся различный личностный смысл, авторы указывают:».Для форми­рования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный ана­лиз этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продви­жений в освоении учебного материала и выявление имеющихся недостат­ков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен на­правляться на формирование у учащихся адекватной самооценки учеб­ной работы, её рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценоч­ной деятельности учителя второстепенное место.

Для того, чтобы развивать у учащихся умения самооценки и са­моконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию (анализ) своей деятельности.

Психологи обращают особое внимание на необходимость опоры на успехи и достижения учащихся в процессе формирования мотивационной сферы.

Е.Н. Данилин, считая, что контроль в обучении должен быть главным образом средством управления процессом усвоения знаний и умений, отмечает, что вместе с тем он должен быть строго дозирован­ным, корректным, не принижать личности контролируемого. Он пишет: «Если оценивающая функция контроля хорошо известна и широко прак­тикуется, то в меньшей степени и не всегда эффективно используется его стимулирующая функция. А между тем именно последняя через поощре­ние имеет большое значение для закрепления и формирования правиль­ных мотивов отношения к учению и поведению учащегося». Ис­следования Ш.А. Амонашвили, проводимые им в младших классах, дают вполне однозначный и определённый ответ на вопросы: «Что поможет больше движению познавательных сил ребёнка: частое указание на до­пущенные им ошибки или частое указание на достигнутые им успехи? на чём лучше заострять внимание ребёнка: на том, как не надо делать, или на том. как надо делать? что больше будет способствовать развитию ре­бёнка: горечь поражения или радость успеха?» .

Н.А. Менчинская считает, что содержательное и по возможности однозначное задавание целей обучения является одним из подходов к построению эффективной системы контроля. Она характеризует умствен­ное развитие как сложное многоуровневое явление, состоящее из целого ряда слоев - более поверхностных, внешних(знания) и более глубоких, внутренних (владение приемами мыслительной деятельности или интел­лектуальные умения)". Л.И. Айдарова считает, что в психологической литерату­ре достаточно долго существовало мнение, что деятельность контроля не имеет особого продукта. Однако в исследованиях П.Я. Гальперина и С.Л. Кобыльницкой показано, что специфическим продуктом контроля является улучшение, поправка, подгонка основного действия к его эта­лону. В этом случае прямо предполагается необходимость наличия неко­торой модели, или образа, относительно которого субъект может осуще­ствлять само действие и при необходимости выверять или уточнять его. Так вопрос о мерках, критериях, образцах, их возможной регулирующей функции превращается в вопрос о формировании идеальной формы дей­ствия, которая может вести, ориентировать внешнее, предметное действие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru