В другой работе Н.Ф. Талызиной наряду с указанием на необходимость осуществлять систематический контроль за формированием новых познавательных действии отмечается. «В случае правильного ответа ученик испытывает удовлетворение от этого, а в случае ошибки он начинает активно искать её причины». В этой же работе автор не раз подчеркивает мысль о том. что только правильно организованный и своевременный контроль повышает мотивацию учения, а при неправильной организации контроля он приводит к потере интереса к учению.
Б.И. Дегтярёв считает, что самоконтроль, взаимоконтроль и коллективная оценка знаний учащихся, осуществляемые в сочетании с разными формами организации обучения, - необходимое условие осознания учащимися своей деятельности на уроке. Это полезно и проверяющим и проверяемым, т.к. оказывает влияние на формирование личности школьников, усиливает сознательность мотивов в их поведении, вырабатывает привычку оценивать свои поступки и владеть собой, согласовывать свои действия с действиями товарищей, открывает благоприятные возможности для формирования мировоззрения, укрепления системы нравственных взглядов, выработки разумных и доброжелательных взаимоотношений между учителем и учеником.
Работы А.К. Марковой, А.Б. Орловой, Л.М. Фридмана и А.К. Марковой содержат обобщения результатов исследований формирования мотивации учения школьников. Для нас представляют интерес их выводы о том, что «многочисленные психологические исследования (П.Я. Гальперин и П. Голу, Д.Б. Эльконин. В. В. Давыдов и А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина и В.Ф. Моргун. А.К. Маркова, Л.К Золотых, Т.И. Лях и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения»; «резервы (мотивации) не актуализируются сами по себе, а мобилизуются в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий» Авторы высказывают мысль о том, что важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали фактическое положение знаний и умений каждого ученика, но и использовались для побуждения его к дальнейшей учебной работе, для создания дальнейших перспектив этой работы.
В подтверждение высказанной ранее А.Н. Леонтьевым мысли о том, что значение отметки способно приобретать в сознании учащихся различный личностный смысл, авторы указывают:».Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки учебной работы, её рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место.
Для того, чтобы развивать у учащихся умения самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию (анализ) своей деятельности.
Психологи обращают особое внимание на необходимость опоры на успехи и достижения учащихся в процессе формирования мотивационной сферы.
Е.Н. Данилин, считая, что контроль в обучении должен быть главным образом средством управления процессом усвоения знаний и умений, отмечает, что вместе с тем он должен быть строго дозированным, корректным, не принижать личности контролируемого. Он пишет: «Если оценивающая функция контроля хорошо известна и широко практикуется, то в меньшей степени и не всегда эффективно используется его стимулирующая функция. А между тем именно последняя через поощрение имеет большое значение для закрепления и формирования правильных мотивов отношения к учению и поведению учащегося». Исследования Ш.А. Амонашвили, проводимые им в младших классах, дают вполне однозначный и определённый ответ на вопросы: «Что поможет больше движению познавательных сил ребёнка: частое указание на допущенные им ошибки или частое указание на достигнутые им успехи? на чём лучше заострять внимание ребёнка: на том, как не надо делать, или на том. как надо делать? что больше будет способствовать развитию ребёнка: горечь поражения или радость успеха?» .
Н.А. Менчинская считает, что содержательное и по возможности однозначное задавание целей обучения является одним из подходов к построению эффективной системы контроля. Она характеризует умственное развитие как сложное многоуровневое явление, состоящее из целого ряда слоев - более поверхностных, внешних(знания) и более глубоких, внутренних (владение приемами мыслительной деятельности или интеллектуальные умения)". Л.И. Айдарова считает, что в психологической литературе достаточно долго существовало мнение, что деятельность контроля не имеет особого продукта. Однако в исследованиях П.Я. Гальперина и С.Л. Кобыльницкой показано, что специфическим продуктом контроля является улучшение, поправка, подгонка основного действия к его эталону. В этом случае прямо предполагается необходимость наличия некоторой модели, или образа, относительно которого субъект может осуществлять само действие и при необходимости выверять или уточнять его. Так вопрос о мерках, критериях, образцах, их возможной регулирующей функции превращается в вопрос о формировании идеальной формы действия, которая может вести, ориентировать внешнее, предметное действие.
Еще о педагогике:
Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
Самостоятельность в педагогическом словаре определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действо ...
Театрально - игровая деятельность как средство развитиялидерских качеств
Задачи, стоящие перед школой сегодня, несомненно, иные, чем десять лет назад. Да и те, кто решает эти задачи, стали другими. В тоже время школа, как всегда, выполняет главную общественную функцию – развитие и воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество был ...
Методы педагогического воздействия в профессиональной
деятельности руководителя
Нет, пожалуй, сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Эта профессия из тех, которые называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать пусть немного, но обо всем - от методов организации современных произво ...