Т.И. Ильина, отмечая чисто дидактические функции контроля, уделяет особое внимание обучающе-воспитывающей функции: «Обучающая функция проявляется в слушании классом хорошего ответа учащегося, активном участии в опросе, повторении про себя, готовности к возможному привлечению к опросу, прослушивании дополнительных пояснений учителя, повторении и закреплении опрашиваемым выученного материала, лучшем понимании и усвоении материала при разборе. Воспитывающая функция состоит в дисциплинировании учащихся, приучении их к систематической работе и выработке воли, содействует объективной самооценке, воспитанию чувства собственного достоинства»
Н.Г. Дайри пишет, что проверка «может и должна реализовать не только функции контрольную и оценочную, но также обучающую, развивающую и воспитывающую. Решающая роль в создании такого климата, когда учащиеся учатся охотно, прилежно, желают быть опрошенными, принадлежит усвоению на самом уроке главного содержания темы; оно закладывает основу дальнейшей успешности учебного процесса. Проверка стимулирует усвоение нового и на самом уроке, и дома, а затем не только выявляет, но и обогащает достигнутое».
Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина отмечают следующие функции проверки и оценки в учебном процессе: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую и управляющую.
По мнению С.Ф. Сухорского тематическая система контроля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной теме, усиливает концентрацию внимания учащихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повышает у учащихся чувство ответственности и дисциплинированности.
Таким образом, проведённый краткий обзор мнений дидактов позволяет сделать вывод о том, что в процессе контроля должны решаться следующие задачи:
- целенаправленное формирование мотивации учения,
- актуализация и закрепление знаний,
- формирование операциональных структур мышления.
«Операциональная структура интеллекта», «операциональная структура мышления». «операциональная система мышления» - такие варианты словосочетаний встречаются в работах, которые посвящены психологии обучения, психологии мышления. Операциональная структура мышления - система умственных действий - прямо зависит от цели познавательной деятельности, в ходе которой осуществляется обучение (это показано рядом исследований). Система операций, служащая для преобразования мышлением поступающей информации, и называется операциональной структурой интеллекта.
Жан Пиаже - создатель этой известной в психологии операциональной системы интеллекта, знаменитый швейцарский психолог, логик, философ, эпистемолог (специалист по теории познания). Суть концепции состоит в следующем. Развитие и функционирование психики является, с одной стороны, ассимиляцией данного материала имеющимися у индивида схемами поведения, а с другой стороны, это аккомодация (приспособление) подобных схем к определенной ситуации. Адаптация организма к среде рассматривается как уравновешивание субъекта и объекта. Высшей формой уравновешивания является образование операциональных структур Операция - по Пиаже - внутренние действия субъекта, генетически производные от внешнего предметного действия и скоординированные с другими операциями так. что они образуют структурное целое, систему. Системе операций свойственна обратимость: наличие для каждой прямой операции ей обратной, которая восстанавливает по результату первой операции исходное состояние. Развитому интеллекту соответствует достижение конечных положений равновесия, которые и подвергаются анализу психологией. Под влиянием изменений условий опыта, считает Ж. Пиаже, возрастает инвариантность знания субъекта об объекте.
Этот вывод о необходимости в ходе контроля целенаправленно «подстраивать» задачи формирования мотивации учения и формирования операциональных структур мышления к главной (задаче актуализации и закрепления системы знаний) подтверждается и мнением психологов.
Н.Ф. Талызина отмечает, что контроль в учебном процессе выполняет не только функцию обратной связи, но и функции подкрепления, он связан также с мотивационной сферой учащегося. И далее, развивая эту мысль: «Центральная задача заключается в нахождении условий, при которых обратная связь выполняла бы не только присущую ей функцию, но и способствовала бы закреплению формируемых действий и созданию у учащихся положительных мотивов учебной деятельности. Проведённые исследования показывают, что обратная связь выполняет функцию подкрепления только в том случае, когда её содержание имеет отношение к мотивам учебной деятельности обучаемого. Обратная связь способствует также положительной учебной мотивации, если осуществляется с учётом потребности учащегося в проверке правильности своих действии и с у чётом объективной успешности его работы». Автор считает, что усилия должны быть направлены на дальнейшее изучение условии, при которых обратная связь способствует развитию положительных мотивов учебной деятельности и закреплению получаемых знаний.
Еще о педагогике:
Динамика чтения
Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быс ...
Общедидактические подходы к гуманизации образования
Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности. Прис ...
Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-го класса
База исследования: СОШ №1 п.г.т. Ленино, 2-А класс (количество учащихся 17 человек). Классный руководитель Красильникова Наталья Алексеевна. Цель исследования: определить уровень развития творческих способностей учащихся 2-А класса. Задачи данного этапа: Провести беседу с учителями; Провести тестир ...