Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности

Статьи о педагогике » Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения » Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности

Страница 1

Работа по оптимизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением имеет свои особенности, которые определяются психофизическим состоянием детей выделенной категории, т.е. особенностью их дефекта.

В своей работе по оптимизации двигательной активности детей выделяю два направления:

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики.

Эти направления реализую через совершенствование развивающей двигательной среды.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения, и когда началась коррекционная работа.

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Между зрением и осязанием, как известно, много общего – с точки зрения той информации, которую они дают. Еще Павлов отмечал, что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения. Подобную коррекционную работу провожу на специальных (индивидуальных и подгрупповых) коррекционных занятиях и коррекционные упражнения включаю в содержание различных занятий (ИЗО, физкультура, развитие речи и т.д.), в играх.

На индивидуальных занятиях учу ребенка рациональным приемам обследования предметов – работать обеими руками. Руки действуют несинхронно, если это не симметричный предмет: правая рука действует как поисковая, а левая – как контролирующая.

Первый этап – ознакомление, беглое обследование.

Второй этап – выделение существенных, главных признаков обследуемого объекта, его частей и их расположения относительно друг друга.

При обследовании путем осязания обязательно обговариваем последовательность движения рук, используем ощупывание, нажатие, постукивание об стол, при этом характеризуем качества и свойства предмета (мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). для закрепления навыков осязательного восприятия играем в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь, что там лежит», « Найди такое же (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной ( круглой, квадратной и т.п.) формы».

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

Лепка. Во время лепки особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движение руки пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Сущность алгебраического метода решения текстовых задач
Под алгебраическим методом решения задач понимается такой метод решения, когда неизвестные величины находятся в результате решения уравнения или системы уравнений, решения неравенства или системы неравенств, составленных по условию задачи. Иногда алгебраическое решение задачи бывает очень сложным. ...

Функции оценки
Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося. В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявл ...

Комплекс уроков с использованием методов активизации мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
Из части 2.3. следует, что учитель практически на каждом уроке может применять различные методы формирования мотивации к учебе своих учеников. В своей работе мы хотим показать как можно использовать различные методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности у м ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru