Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности

Статьи о педагогике » Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения » Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности

Страница 1

Работа по оптимизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением имеет свои особенности, которые определяются психофизическим состоянием детей выделенной категории, т.е. особенностью их дефекта.

В своей работе по оптимизации двигательной активности детей выделяю два направления:

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики.

Эти направления реализую через совершенствование развивающей двигательной среды.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения, и когда началась коррекционная работа.

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Между зрением и осязанием, как известно, много общего – с точки зрения той информации, которую они дают. Еще Павлов отмечал, что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения. Подобную коррекционную работу провожу на специальных (индивидуальных и подгрупповых) коррекционных занятиях и коррекционные упражнения включаю в содержание различных занятий (ИЗО, физкультура, развитие речи и т.д.), в играх.

На индивидуальных занятиях учу ребенка рациональным приемам обследования предметов – работать обеими руками. Руки действуют несинхронно, если это не симметричный предмет: правая рука действует как поисковая, а левая – как контролирующая.

Первый этап – ознакомление, беглое обследование.

Второй этап – выделение существенных, главных признаков обследуемого объекта, его частей и их расположения относительно друг друга.

При обследовании путем осязания обязательно обговариваем последовательность движения рук, используем ощупывание, нажатие, постукивание об стол, при этом характеризуем качества и свойства предмета (мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). для закрепления навыков осязательного восприятия играем в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь, что там лежит», « Найди такое же (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной ( круглой, квадратной и т.п.) формы».

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

Лепка. Во время лепки особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движение руки пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе
Педагог обращает внимание на интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности ребенка. Такие методы гармони ...

Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения
Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм . но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она поддерживает жизнь в нас . Л.С. Выготский Педагогика должна быть философией или вообще не быть. М. Л ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира»
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru