Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся

Статьи о педагогике » Воспитание школьников средствами классического джаза » Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся

Страница 3

II. Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков — стремления к самовыражению, к самооценке; зависимости от мнения сверстников; повышенной потребности в общении, развлечениях.

III. Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии учащимися джазовой музыки. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

Таким образом, складывается слушательская культура подростков. Ее содержание состоит из нескольких компонентов:

1. мотивационный компонент - потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации в области музыкального искусства;

2. эмоциональный компонент - способность к эмоциональному восприятию и эмоционально-эстетическому переживанию музыки;

3. познавательно-интеллектуальный компонент - способность к осмыслению музыки, комплекс музыкальных знаний;

4. оценочный компонент - способность к оценке музыки с точки зрения художественно-эстетических критериев;

5. деятельностный компонент - самостоятельное использование и приобретение знаний (мнений, суждений) в учебной и досуговой музыкальной деятельности.

Педагогами-музыкантами не раз поднимался вопрос о важности того, чтобы каждый школьник мог почувствовать уверенность в возможности постичь смысл музыки, вступить с ней в духовный диалог. С нашей точки зрения, приблизить учащихся к пониманию сложных музыкальных сочинений возможно посредством формирования у них опыта способов осмысления музыки, выявления заключенных в ней смыслов. Учитывая уникальность каждого джазового произведения и каждого его восприятия, в самом общем плане способами слушательского постижения музыкального произведения, на наш взгляд, являются: осознание слушателем ощущения окружающего мира, которым делится автор, раскрытие ценностной позиции, переданной в музыке, осознание обобщенной мысли произведения.

Среди многообразия существующих педагогических технологий, выработанных в последние несколько десятилетий, наиболее опитмальной нам представляется технология продуктивного обучения (А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской и др.). Она представляет собой личностно-ориентированную педагогическую технологию, главный ориентир которой состоит в личном образовательном приращении ученика, складывающемся из внешних (идея, версия, текст) и внутренних (умения, личностные качества) продуктов его учебной деятельности. Ключевыми позициями продуктивного обучения, на которые может опираться процесс формирования слушательской музыкальной культуры подростков в общеобразовательной школе, являются: создание условий для сотрудничества учителя и учащихся, при котором каждая из сторон выступает как равноправный носитель разного, но необходимого опыта; учет личных влечений школьников; нацеленность учебно-воспитательного процесса на создание учащимися собственных субъективно новых образовательных продуктов; обеспечение образовательной рефлексии. Данная технология применима при изучении любого музыкального направления, в том числе и джаза.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Творчество преподавателя высшей школы и его развитие
Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также меж ...

Диагностика уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации на констатирующем этапе
В начале 2008–2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты: 1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет. Этот тест может быть использован для измерения: 1) зрительной перцепции; 2) ...

Примеры мероприятий возможных для проведения в школе для воспитания гражданственности учащихся, как в урочное, так и в неурочное время
1. «Я и Я» - гражданское отношение к себе Задачи: 1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность 2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. Точности при соблюдении правил поведения дома, в школе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru