4.Создание в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих социально-психологическую помощь школьникам, учителям, преподавателям, студентам и родителям.
Конкретные пути реализации гуманизации образования в разных типах учебных заведений ученые видят в следующем:
1 Гуманизация целей образования- формирование свободного, развитого высоконравственного, творчески активного, социально зрелого человека
2. Гуманизация содержание образования- реализация принципа историзма, показ эволюции человеческих знаний о природе, обществе и мышлении включение в содержание образования* этапов становления и развития общечеловеческих ценностей, гуманистических взглядов мыслителей и ученых в создании духовной культуры всего человечества.
3. Гуманизация методов обучения - гуманистический подход к организации учебно-позновательной деятельности учащихся, как субъекта учебного процесса. Разработка личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях. Видение учителем ученика, как полноправного члена общества со своими определенными целями, способностями и интересами.
4.Гуманистически - ориентированный подход к определению организационных форм учебных занятий, к проверке, учету и оценке знаний, умений обучаемых.
5.Гуманистический подход к формулированию критериев оценки результатов образования. Оценке труда учителей, преподавателей, воспитателей и образовательных учреждений в целом.
Личностно-ориентированная образовательная концепция позволяет поставить в центр образовательной системы ученика, интересы его развития, личностные структуры сознания. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена не на формирование личности обучаемого в "заданном русле" (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Чтобы практически проиллюстрировать это положение, приведем в качестве примера результаты проведенного J.Lompscher анализа двух возможных образовательных парадигм: обучение как "передача знаний, навыков и умений" и обучение, нацеленное на "свободное раскрытие личности"
Обучение как передача знаний навыков и умений |
Обучение как свободное раскрытие личности | |
на уровне целeполагания: | ||
Передача учебного содержания: знаний, умений, достижение планируемых нормативов |
личностное развитие, способность к деятельности. | |
на уровне взаимоотношений учителя и ученика: | ||
ученик — объект, "переработчик информации"; учитель — субъект, активно действующее лицо |
ученик — субъект, активно действующее лицо; " учитель — помощник, консультант. | |
с точки зрения качества учения/изучения: | ||
ориентировано на учителя, жестко управляемое; рецептивно- репродуктивно; учение через "научение" |
ориентировано на ученика; свободное, спонтанное продуктивное; учение в ходе выполнения какого-либо дела | |
С точки зрения отдельных особенностей преподавательской деятельности определение целей: | ||
жесткая зависимость между целью, содержанием обучения и учения и их и методами; принятие целей учащимися |
взаимосвязь между целями обучения и учения и их реализацией; постановка целей самими учащимися | |
дидактическое планирование | ||
Ориентировано на учебный материал, учебные действия |
ориентировано на анализ и ситуации усвоения предмета | |
реализация дидактических действий | ||
Направленность на логику и систематику учебного предмета; Обязательное содержание; Дисциплина, прилежание, напряжение; проявление личной инициативы учащегося мешает учителю |
Направленность на логику мира ребенка, его индивидуальные особенности; Факультативное содержание; Творческий беспорядок, удовольствие и радость; проявление личной инициативы учащегося желательно | |
Самоконтроль и самоанализ | ||
Направлены на репродукцию(воспроизведение) знаний и умений; реализация того что запланировал учитель |
Направлены на способность осуществлять деятельность и анализ результатов последней; стимулируют активность ученика |
Еще о педагогике:
Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой, дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных ф ...
Формирование у старших дошкольников представлений о
геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр
В контрольной группе продолжалось обучение по программе. В экспериментальной группе проводится формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Прежде чем начать исследовательскую работу по формированию у старших дошкольников ...
Диагностика сформированности мотивационно-ценностного отношения
младших школьников к учебной деятельности
Диагностика мотивации проводится на всех этапах урока в виде учебных заданий. Мотивация учения в рамках учебного занятия представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов, связанных с началом работы (готовность, включенность), ходом ее выполнения, завершением (удовлетворенность или неудовле ...