Гуманизация образования: основные направления

Страница 2

4.Создание в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих социально-психологическую помощь школьникам, учителям, преподавателям, студентам и родителям.

Конкретные пути реализации гуманизации образования в разных типах учебных заведений ученые видят в следующем:

1 Гуманизация целей образования- формирование свободного, развитого высоконравственного, творчески активного, социально зрелого человека

2. Гуманизация содержание образования- реализация принципа историзма, показ эволюции человеческих знаний о природе, обществе и мышлении включение в содержание образования* этапов становления и развития общечеловеческих ценностей, гуманистических взглядов мыслителей и ученых в создании духовной культуры всего человечества.

3. Гуманизация методов обучения - гуманистический подход к организации учебно-позновательной деятельности учащихся, как субъекта учебного процесса. Разработка личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях. Видение учителем ученика, как полноправного члена общества со своими определенными целями, способностями и интересами.

4.Гуманистически - ориентированный подход к определению организационных форм учебных занятий, к проверке, учету и оценке знаний, умений обучаемых.

5.Гуманистический подход к формулированию критериев оценки результатов образования. Оценке труда учителей, преподавателей, воспитателей и образовательных учреждений в целом.

Личностно-ориентированная образовательная концепция позволяет поставить в центр образовательной системы ученика, интересы его развития, личностные структуры сознания. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена не на формирование личности обучаемого в "заданном русле" (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Чтобы практически проиллюстрировать это положение, приведем в качестве примера результаты проведенного J.Lompscher анализа двух возможных образовательных парадигм: обучение как "передача знаний, навыков и умений" и обучение, нацеленное на "свободное раскрытие личности"

Обучение как передача знаний навыков и умений

Обучение как свободное раскрытие личности

на уровне целeполагания:

Передача учебного содержания: знаний, умений, достижение планируемых нормативов

личностное развитие, способность к деятельности.

на уровне взаимоотношений учителя и ученика:

ученик — объект, "переработчик информации";

учитель — субъект, активно действующее лицо

ученик — субъект, активно действующее лицо; "

учитель — помощник, консультант.

с точки зрения качества учения/изучения:

ориентировано на учителя, жестко управляемое;

рецептивно- репродуктивно; учение через "научение"

ориентировано на ученика;

свободное, спонтанное продуктивное; учение в ходе выполнения какого-либо дела

С точки зрения отдельных особенностей преподавательской деятельности определение целей:

жесткая зависимость между целью, содержанием обучения и учения и их и методами; принятие целей учащимися

взаимосвязь между целями обучения и учения и их реализацией; постановка целей самими учащимися

дидактическое планирование

Ориентировано на учебный материал, учебные действия

ориентировано на анализ и ситуации усвоения предмета

реализация дидактических действий

Направленность на логику и систематику учебного предмета;

Обязательное содержание;

Дисциплина, прилежание, напряжение; проявление личной инициативы учащегося мешает учителю

Направленность на логику мира ребенка, его индивидуальные особенности;

Факультативное содержание;

Творческий беспорядок, удовольствие и радость; проявление личной инициативы учащегося желательно

Самоконтроль и самоанализ

Направлены на репродукцию(воспроизведение) знаний и умений; реализация того что запланировал учитель

Направлены на способность осуществлять деятельность и анализ результатов последней; стимулируют активность ученика

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков. Основным критерием биологического возраста считается скел ...

Практическое использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками
Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются: 1) расширение представлений детей об окружающей природе; 2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их; 3) привитие детям любви и бережного отношения к природе; 4) развитие умений узнавать представ ...

Особенности проявления ФФНР у детей младшего школьного возраста
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru