Любая деятельность будет эстетична, если она будет осуществляться культурно образованными и интеллектуально развитыми людьми. Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью мировоззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются друг с другом, развиваясь, каждая сама по себе и пока находясь во «взаимно презрительных» отношениях, то между наукой и религией существовало, политически и идеологически поддерживалось и продолжает сохраняться противоречие. На самом деле оно не является неизбежным. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознавания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и существенный, шаг.
Низший из возможных уровней осознания реальных проблем как в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным миропониманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурным развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью человеку понимания сравнительно сложных научных и мировоззренческих положений, включая веру в высшие человеческие нравственные проявления. Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое постижение наиболее сложных вопросов как научного, так и религиозного миропонимания.
Глубокий анализ показывает, что в приближении к пределу своей человеческой интеллектуальной доступности наука и религия отнюдь не являются антагонистами, как могло бы показаться на первый взгляд. Чем больше ученый познает окружающий мир, чем глубже пытается он проникнуть в его тайны, тем больше убеждается в непостижимой сложности этого мира и проникается сознанием собственной ограниченности в его познании. Тем больше в результате у него растет преклонение и восхищение перед высшим совершенством мира, сопровождаемое чувством единства с миром и осознанием себя его неотъемлемой частью. А это и есть то высшее чувство, которое характерно как для интеллектуально развитого ученого, так и для высокообразованного представителя религии, для которого Бог вовсе не обязательно представлен в виде живого существа, в вульгарно-материалистически упрощенной форме. Современный верующий благоговеет и поклоняется некоему высшему совершенству, как и ученый — глубоко понимаемому им непостижимому совершенству мира.
У многих современных высших представителей церкви нет огульного отрицания достижений науки, коль скоро она познает созданный Богом мир. Богословы внимательно изучают науки и принимают их данные. Доказательством тому, что во взглядах глубоко мыслящих, образованных и культурных представителей науки и религии может не быть антагонистических противоречий, можно привести, например, функционирование папской обсерватории в Ватикане.
Проблема, которую необходимо сейчас решать, состоит не в том, чтобы по-прежнему разрывать и противопоставлять друг другу науку и религию, а в том, чтобы повышать уровень культуры и образованности людей, представив каждому молодому человеку, оканчивающему среднюю школу, реальную возможность выбора, во что верить: в науку, в религию или в их единство. Именно на это должно быть направлено преподавание предметов в школе, в том числе и астрономии, так как она имеет непосредственное отношение к познанию окружающего мира, созданию ''планетарного'' и ''космического'' мышления, к формированию целостного мировоззрения.
Итак, к окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства.
Еще о педагогике:
Роль векторного пространства в формировании пространственного мышления учащихся
основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...
Педагогическо-воспитательная деятельность
Задача воспитания и обучения детей раннего возраста не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения детей окружают разли ...
Дислексия: причины, механизмы, виды
Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным. Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения. Большинство авторов отмечает наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный ...