Миссия воспитателя в дошкольном учреждении

Статьи о педагогике » Роль социальных институтов в воспитании » Миссия воспитателя в дошкольном учреждении

Страница 2

Современных дошкольников привлекает в воспитателе отношение к ребенку как к равному (уважает, любит, считает взрослым); оптимистический характер; профессиональная умелость (хорошо рисует, может нас подружить); красивая внешность; молодость в прямом и переносном смысле (чем ближе взрослый по проявлениям к ребенку, тем лучше).

Представленное в образовательной программе содержание, осваивается дошкольниками в доступных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Педагог должен включить детей в эти виды деятельности, помочь каждому ребенку приобрести субъективный опыт, в том числе опыт принятия решений, выбора позиций и ценностей, совершения поступков. Этот опыт нельзя передать посредством обучения, здесь необходимы ситуации-события, пережив которые ребенок при поддержке педагога должен обрести свой опыт.

Для педагога внутренним ориентиром и регулятором поведения являются ценностные ориентации личности. Приобретаемый ребенком опыт в дошкольном образовании должен иметь личностный смысл. Ребенку важно осознать значимость предлагаемого знания, опыта для удовлетворения жизненных потребностей, которые без поддержки взрослого могут быть адекватно им осознаны. Как показывает практика, педагогу достаточно сложно погрузить ребенка в новый для него мир вещей, событий, вовлечь в интересные дела, сделать его субъектом деятельности, потому что традиционно профессиональная подготовка будущих педагогов направлена, прежде всего, на планирование образовательной деятельности, реализацию программ, освоение технологий, организацию деятельности детей по задуманному образцу.

Воспитание и обучение несовместимо с доминированием, ограничениями и запретами, профессионально и ненасильственно. С одной стороны – авторитет педагога должен быть недосягаем для детей, с другой – он должен поддерживаться исключительно функциональностью педагога («чему тот может научить»). Нет общего для всех «правильного», как и одновременно для всех неприемлемого. Существует лишь один приоритет – каждому ребенку рядом с воспитателем должно быть хорошо. И если взрослые будут жить и учить так, чтобы научность не портила нравственности, а нравственность - научности, то будет обеспечен полный успех нашей жизни.

Труд воспитателя важен, непрост и многогранен. Именно он, воспитатель, является первым педагогом, которому доверена благородная миссия - воспитание и обучение ребенка, именно он ответствен за развитие человека в период, когда особенно интенсивно формируется психика, зарождаются зачатки творчества, самосознания, активно развивается речь, чувства, интеллект

Как бы ни были светлы и заманчивы идеи, заложенные в гуманистических программах, все зависит от того, сможет ли осуществить, реализовать их воспитатель. Будут ли успешны первые шаги ребенка в освоении общечеловеческих и национальных ценностей - все это во многом определяется тем, кто был помощником ребенка в этом деле.

Воспитание, как уже было отмечено выше, - не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что учителем можно назвать только того, кто сам постоянно учится. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания - ребенок - непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.

Став частичкой некоторого «мы» (групповая идентификация), заняв определенную экосоциальную нишу, человек получает в готовом виде конкретные права и обязанности, усваивает нормы и традиции общности, с которой он себя идентифицировал. Здесь срабатывают механизмы подражания, внушения, вырабатывается положительное эмоциональное отношение к тем взглядам и представлениям, которые человек усваивает в течение жизни в рамках этого «мы» и осознает как «свои», а коллективная вера в истинность, незаменимость и ценность этих взглядов, убеждений и т.п., подпитывает индивидуальную веру, чем еще больше укрепляет их позиции в сознании личности.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Структура и типы проблемных ситуаций, способы их создания
1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций: Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В. Кудрявцев выделяет следующие типы проблемных ситуаций в обучении учащихся средних общеобразовательных учреждений: 1) проблемные ...

Психолого – педагогические и методические основы изучения интеграла в школьном курсе математики
Необходимость изучения интеграла в школе характеризуется тем, что: если изучать только производную, но не изучать интеграл, то цикл анализа одной переменной не будет завершен; в приложениях (в том числе в физике) гораздо чаще, чем задачи на вычисление производной, её применение, используются задачи ...

Моторная алалия
Это наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в речи мимикой и жестами. В ш ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru