Семья как основной воспитывающий социальный институт

Статьи о педагогике » Роль социальных институтов в воспитании » Семья как основной воспитывающий социальный институт

Страница 2

Воспитание в подходе Л.С. Выгодского характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. В культуре, современной Л.С Выгодскому, да и в настоящее время, существует две полярные (и множество находящихся между ними ) концепции воспитания:

Воспитание как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;

Воспитание как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего не прежних стадиях.

Главными критериями воспитания выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Л.С. Выгодскому принадлежит идея о неравномерности процесса воспитания, о двух его типах:

Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;

Резкие, бурные взломы, кризисы воспитания.

Кризис, по Л.С. Выгодскому, является необходимым периодом воспитания, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных этапов воспитания, отличаемых исследователями, являются:

Нечеткость границ периода;

Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит, самым существенным содержанием воспитания в кризисе будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием и основанием периодизации детского воспитания выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Для понимания особенностей воспитания на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию воспитания – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная среда по Л.С. Выгодскому является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Формы организации физкультурной деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляю в следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятия физической культурой в зале и на воздухе, досуговая деятельность. Очень важно организовать утренний отрезок таким ...

Физические модели при введении понятия интеграла
Рассмотрим выше описанные подходы на наиболее распространенных среди авторов учебников примерах физических моделей из разных разделов физики (механика, электродинамика, кинематика и др.). Интеграл как предел интегральных сумм. 1. Работа переменной силы. Довольно распространенный пример практической ...

Особенности мультимедийных методов обучения в процессе изучения школьного курса биологии
В практике сложились различные методы обучения биологии. Однако все их разнообразие можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в процессе обучения. Названные признаки являются главными в опре ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru