Формирование педагогического идеала на протяжении нескольких эпох

Статьи о педагогике » Психология и педагогика Юнита » Формирование педагогического идеала на протяжении нескольких эпох

Страница 3

“Ничего нет постоянного, кроме перемены” - учил крупнейший немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886). А. Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания, гармоничного развития физических и духовных сил личности. Основные принципы педагогической системы А. Дистервега: природосообразность, т.е. обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы; самодеятельность - свободное, самостоятельное познание детьми окружающего мира; культуросообразность - обучение, соответствующее условиям места и времени. Прогрессивные идеи А. Дистервега получили большое распространение в России в середине XIX века.

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский (1824-1870) - великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, автор выдающихся трудов “Человек как предмет воспитания, ”О камеральном образовании", “Руководство к родному слову". Педагогические взгляды К.Д. Ушинского строились на следующих принципах: народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.

К.Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю.

Рассматривая человека как предмет воспитания, К.Д. Ушинский указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. Он писал: ”Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Для этого учителю необходимо в совершенстве знать не только педагогику, но и психологию. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К.Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.

Одним из таких ведущих принципов является принцип народности. К.Д. Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки, которая воплотила в себе многовековую практику воспитания. Согласно этому принципу, первое место в формировании человека должен занимать язык своего народа, а поэтому его надо знать в совершенстве, как историю своей родины.

Не менее важным принципом педагогической системы К.Д. Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека.

“Самое воспитание - писал Ушинский, - если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни".

Одинаково необходимым он считал физический и умственный труд, считая одним из важных видов умственного труда человека учение. К.Д. Ушинский требовал, чтобы оно, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а достаточно серьезным и трудным занятием. К.Д. Ушинский настоятельно рекомендовал привлекать детей и подростков во внеучебное время к разным видам физического труда.

К.Д. Ушинский многое сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения, рассматривая изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.

В области содержания образования К.Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.

К.Д. Ушинский вскрыл научно-материалистические основы принципов обучения. Например, раскрывая сущность принципа наглядности, убедительно показал, что необходимость этого дидактического положения вытекает из особенностей восприятия человеком окружающего мира: чем больше органов чувств участвует в восприятии изучаемого предмета или явления, тем представление о нем остается в памяти ярче, глубже, конкретнее.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса
Элементы контроля успеваемости известно было с древности. Как отмечает Жураковский, контроль за воспитанием обсуждались в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. Сведения о контро ...

Организация работы психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, конс ...

Анализ проведенной работы по развитию младших школьников с нарушениями слуха
Экспериментальная работа проходила в 1"А" классе школы-интернат №22 II вида. В работе принимали все учащиеся класса (пять человек). У четырех детей наблюдались значительные проблемы в развитии речи и словесно-логического мышления. В группе не было воспитателя, поэтому воспитание во внеуро ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru