Технология обучения: понятие и задачи

Страница 2

Выделяют специфические черты технологии обучения: диагностично поставленные цели, ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, постоянная обратная связь (текущая и итоговая оценка результатов), воспроизводимость всего обучающего цикла. В связи с этим технология обучения выделяет основные компоненты проекта обучения, подлежащие разработке: постановка целей обучения; подготовка учебных материалов и разработка обучающих процедур; разработка материалов для текущей и итоговой оценки и коррекции результатов обучения.

Определяющее значение в технологизации обучения имеет постановка целей. Диагностичная постановка целей обучения в конкретной учебной дисциплине состоит в том, что цели обучения формулируются в терминах поведения, описывающих действия учащихся, которые при проверке учитель, ЭВМ или эксперт может опознать и измерить уровень их сформированности.

В традиционном подходе учитель ставит цели «не инструментально»: изучить теорему, ознакомить с принципом действия, дать анализ стихотворения, решать квадратные уравнения – эти цели не описывают действия ученика. Технология исходит из того, что цель обучения – изменение состояния ученика: его знаний, мыслей, чувств, поведения. Поэтому общие цели обучения при разработке обучающей системы по предмету подлежат конкретизации. Основой такой конкретизации служит известная таксномия целей Б. Блума. В ней показаны категории целей и соответствующие им действия ученика, которые можно диагностировать – измерить. Например, категория знание предполагает запоминание и воспроизведение материала – от фактов до теории. Обобщенная формулировка цели выглядит так: ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы. Категория понимание означает умение преобразовать, интерпретировать материал, предложить следствия, предсказать результаты действия. При этом ученик объясняет факты, связи между явлениями, преобразует материал (из словесной формы в математическую), описывает следствия, вытекающие из данных. Аналогично конкретизированы категории целей «применение», «анализ» и «синтез».

Проблема постановки учебных целей состоит в том, что не всякий учебный материал подвергается такой обработке (например, литература). Цели творческого характера трудно описать в конкретных диагностируемых признаках. Поэтому рекомендуется стандартизировать описание целей репродуктивного характера и в зависимости от предмета, но вместе с тем примириться с некоторой степенью неоднозначности описания целей творческого характера.

Технология обучения ориентируется на гарантированное достижение целей и идею полного усвоения. Достижение целей обучения гарантируется разработкой для учителя учебных материалов и характером учебного процесса, обучающих процедур. Процедуры включают в себя последовательность действий: после определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению; затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов); далее организуется обучение, проверка, – текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка – обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов. Текущие оценки делаются по типу «усвоил – не усвоил», после чего ученик дорабатывает неусвоенное. Итоговые оценки разъясняются каждому ученику.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Сложные случаи анализа ошибок
Для правильной трактовки специфических ошибок логопеду следует возможно более полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда обнаруживаются явственно. Каждая из смешиваемых в письме букв может одновременно смешиваться по разным ...

Анализ предметной области подсистемы — учебный план
Учебный план — документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет. Существующая (традиционная) организационная схема составления учебных планов работает следующим образом. И ...

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru