Проблема изучения стиля педагогической деятельности

Страница 2

Так, традиционно в структуре образовательного процесса как один из компонентов выделяется коммуникативный, который, по словам В.П.Симонова, характеризуется прежде всего стилем общения всех субъектов данного процесса (учащихся, учителей, руководителей). Именно стиль общения субъектов образования автор определяет как стиль педагогического взаимодействия.

Важным в данном подходе является то, что В.П.Симонов рассматривает стиль общения не отдельно взятой личности, а стиль взаимодействия субъектов образования, то есть определяет и характеризует стиль межсубъектного взаимодействия, что, несомненно, является педагогическим подходом. Вместе с тем автор, как уже было отмечено, опирается на социальнопсихологическую теорию руководства. Он выделяет три стиля взаимодействия: автократический (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (непоследовательный, попустительский).

В определении стиля А.В.Торохова отталкивается от принадлежности и проявления стиля в сфере взаимодействия педагога и учащихся в конкретной образовательной среде. Особенность ее подхода заключается в предложении рассматривать и изучать стиль педагога через носителей стиля – учащихся и использовать в этих целях ретроспективный анализ. А.В.Торохова выделяет на основании анализа сочинений следующие стили педагогической деятельности: коммуникатор, просветитель-интеллигент, организатор-воспитатель, предметник-тренер, учитель-фасилитатор и другие. Автор также доказывает, что необходимым компонентом в стиле педагогической деятельности является совместимость стиля педагога и стиля учебной деятельности учащихся. Г.А.Берулава использует личностно-ориентированный подход к изучению стиля индивидуальности. Применяя данный подход, автор обосновывает и противопоставляет его деятельностному подходу. Поскольку в рамках деятельностного подхода основной посылкой представляется поиск путей уравновешивания субъектных особенностей и предъявляемых к нему требований деятельности с целью повышения эффективности последней, то такой подход не отвечает личностной направленности гуманистической психологии. «Стиль индивидуальности актуализируется, исходя из потребности субъекта во внутренней гармонии на основе саморегуляции, что может предполагать стремление к эффективному выполнению деятельности, но может и не предполагать его».

Итак, по мнению Г.А.Берулава, индивидуальный стиль деятельности не в полной мере отвечает требованиям личностно-ориентированной парадигмы, поскольку выполняет в основном адаптивную функцию, то есть способствует приспособлению субъекта к требованиям выполняемой им деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин).

Индивидуальный стиль, который теоретически и методологически обосновывает Г.А.Берулава, напротив, характеризует личность в ее потенциальном развитии, творчестве и деятельности. «Стиль индивидуальности – это интегральная характеристика функциональной системы индивидуальных свойств, проявляющихся в тех составляющих человеческой активности, которые не контролируются сознанием и направлены на удовлетворение базовых потребностей субъекта».

В соответствии с предложенным подходом стиль индивидуальности функционирует на двух полюсах: на полюсе интегральности в виде интегрально-теоретического, интегрально-деятельностного и интегрально-эмоционального и на другом полюсе в виде дифференциально-теоретического, дифференциально-деятельностного и дифференциально-эмоционального.

Стиль индивидуальности, являясь достаточно устойчивым, получает соответствующее преломление в содержании профессиональной деятельности и детерминирует образ профессиональной деятельности человека. Иными словами, проявление стиля индивидуальности будет тем ярче и эффективнее, чем в большей степени требования профессии к личностным свойствам будут соответствовать потребностям личности и давать возможность их удовлетворения. Следуя теоретическим и методологическим наработкам Г.А.Берулава и ее школы, осуществленным в русле личностно-ориентированной парадигмы, можно сделать следующие выводы: стиль индивидуальности – не только устойчивая имманентная характеристика индивидуальности, которая детерминируется условиями среды и обучения. Следовательно, мы имеем потенциальную возможность формирования и развития стиля индивидуальности, который был бы эффективным в том виде деятельности, которую впоследствии избирает субъект. Стиль индивидуальности проявляется во всех видах психической активности человека, но в большей степени в поведении. Следовательно, можно организовать лонгитюдное исследование стиля. Проявление стиля индивидуальности чаще оценивается как бессознательное, что подтверждает его личностную детерминированность и, собственно, индивидуальность. Следовательно, диагностика личностной обусловленности стиля индивидуальности, создание условий для развития различных стилей, для выбора характера деятельности отвечает личностно-ориентированному подходу и обеспечивает возможность самоопределения стиля индивидуальности. Исследования педагогических стилей в современной науке, в русле личностно-ориентированной парадигмы, особенно интенсивно осуществляющиеся в последние десятилетия, привели к смещению интереса с индивидуально-типологических и внешних детерминант педагогической деятельности на активную личность педагога как истинного носителя индивидуального стиля. Такой взгляд на индивидуальный педагогический стиль, безусловно, отвечает требованиям гуманистической педагогики, поскольку центральным вопросом в проблеме индивидуального стиля деятельности является не поиск повышения ее эффективности, а возможность развития, реализации и актуализации личности педагога.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
Джаз – уникальное музыкальное направление, которое сформировалось в США на рубеже 19-20 веков и дало толчок к развитию целой плеяды различных музыкальных жанров. Из джаза вышли бибоп, рок-н-ролл, ритм-енд-блюз, джаз-рок, фьюжн, фанк. Джаз можно назвать прадедушкой практически всех современных музык ...

Общие сведения о базе практики
10 февраля 1919 года был открыт Кубанский политехнический институт, а позже на базе агрономического факультета — Кубанский сельскохозяйственный институт, первым ректором которого стал М. Е. Подтягин. В 1922 году вуз получил юридическую самостоятельность, и в том же году состоялся первый выпуск агро ...

Разработка стандарта общего образования
Проблемы общего образования всегда занимали ведущее место в деятельности Академии. Она была создана, прежде всего, для научно-методического обеспечения совершенствования и развития отечественной школы. Поэтому проблематика школьного образования и сегодня - одно из ведущих направлений фундаментальны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru