Понятие эмоционального благополучия

Страница 5

1) положительные эмоции, связанные с образовательным учреждением и пребыванием в нем. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к образовательному учреждению в семье;

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями ребенка с педагогом и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни коллектива.

3) эмоции, связанные с осознанием каждым ребенком своих больших возможностей в достижении успехов в учебно-воспитательной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливой оценки;

4) положительные эмоции от столкновения с новым материалом. Психологи выделили ряд стадий - "реакций" на новизну материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом, до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующему увлеченность обучаемых этим предметом;

5) положительные эмоции, возникающие при овладении детьми приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей познавательной деятельности, самообразования. Большую радость у детей обычно вызывает их самостоятельность в образовательной деятельности.

Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения и воспитания. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере педагогу надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ребенка сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в обучении, закрепившееся негативное отношение к педагогу или даже к образовательному учреждению, конфликт с товарищами, тревожность и т. д.

Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. В учебной деятельности они проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения.

Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще о педагогике:

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая ...

Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...

Состав начального детского лексикона
Первый вопрос, возникающий у исследователей начального детского лексикона, пытающихся определить его состав: что считать словом? Е.И. Исенина и М. Петровичева отмечают, что «словесный язык внедряется в протаязык, не отменяя его сразу»(при этом под протаязыком понимается дословная система средств ко ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru