СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции

Статьи о педагогике » Нравственное воспитание школьников » СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции

Страница 5

СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Причем, видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины — телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы. Начиная с 12—13 лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом среди передач телевидения 72% аудитории проявляет интерес к новостям, 63% — сериалам, 39% —к эстраде, 33% —лотереям и викторинам, 29%—к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %), приключенческая (20%), любовные истории (19%).

Говоря о влиянии на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник ин формации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.

Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводимые во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Разработка учебных планов
Процесс составления учебных планов может быть организован построена по следующей схеме: изучение ГОС и ознакомление с примерным учебным планом (если таковой имеется) деканом и зав. выпускающей кафедрой. Рассматриваются различные варианты состава дисциплин (по циклам и компонентам), определяется объ ...

Причины необъективности педагогической оценки
Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации ...

Особенности усвоения математических навыков учеников с нарушением интеллекта
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей челове ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru