Анализ литературных источников по вопросу о характере и особенностях общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте позволяет считать, что к концу дошкольного периода общение приобретает специфическую, крайне важную черту – произвольность. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста начинают характеризоваться уже не только непосредственными с предметной ситуацией и взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми задачами, правилами, требованиями, т.е. определенным контекстом. Подтверждение сказанному находит в работах А. В. Запорожца, З.М. Истоминой, Я.З. Неверович и других посвященных специальному изучению возникновения и развития произвольности у детей дошкольного возраста. В этих исследованиях отмечается, что произвольность поведения впервые возникает в старшем дошкольном возрасте. Согласно данным М. И. Лисиной в старшем дошкольном возрасте появляются новые, “внеситуативные” формы общения. Однако случается, что в школе оказываются дети, у которых не сформирована позиция школьника. Такие дети испытывают трудности в понимании взрослого вообще и учителя в частности. Дело в том, что ученики не воспринимают всей полноты позиции взрослого – его слов и действий.
В психологической литературе отмечается факт неадекватного восприятия школьниками учителя именно как “учителя”, непонимание его особой социальной роли. Ученики, у которых не сформирована готовность к школьному обучению, относятся к учителю примерно так же, как и к своей маме или к воспитательнице детского сада. Иными словами, эти школьники воспринимают учителя только как человека заботящегося о детях и предъявляющего к ним определенные требования и не видят его особой социальной позиции в роли учителя.
Возможна и другая, в чем-то прямо противоположная односторонность в восприятии учителя. Так М.Н. Волокитина указывает, что есть младшие школьники, которые воспринимают учителя исключительно как учителя и не видят у него общечеловеческих свойств и качеств[16]. Одностороннее восприятие учителя, непонимание детьми его особой, социальной роли становится серьезным препятствием не только в учении, но и во взаимодействии с учителем вообще.
Однако случается, что и со стороны учителя возникают определенные сложности и барьеры. Педагог не готов строить отношения с учеником как с личностью, а считает своей обязанностью только обучать детей. А ре6енок ждет от учителя эмоционального отклика, поддержки и принятия. Но чтобы полностью и точнее разобраться в системе отношений “учитель – ученик”, мы считаем целесообразным, более полно рассмотреть отношения как психологическое явление. И этой теме будет посвящена наша следующая глава.
Еще о педагогике:
Применение игровых технологий на уроках английского языка как один из путей
формирования познавательного интереса учащихся
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием
речи
Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Такое определение было дано в результате многоаспектных ис ...
Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести
Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и п ...