Особенности проведения экскурсий во внеурочное время

Статьи о педагогике » Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий » Особенности проведения экскурсий во внеурочное время

Страница 3

Н. Ф. Виноградова выделяет три основные стороны экскурсий: эмоциональную, содержательную и организационную. Рассмотрим каждую из них.

Эмоциональная сторона выражается в поддержке того эмоционального состояния, которое вызвано экскурсией. Это достигается снятием прямого авторитарного руководства, поддержанием чувства свободы, раскованности, обеспечением возможности хоть небольшое время побыть наедине с природой. В процессе экскурсий следует избегать дисциплинарных замечаний, прямых указаний и наказаний. Учитель должен обязательно запланировать время на свободную самостоятельную деятельность – игру, сбор природного материала и др.

А Тюмасёва З. И. отмечает следующее: обычный, даже демократический стиль общения с детьми на экскурсии должен быть заменен на более доверительный, мягкий, задушевный. Резкий окрик, крик, грубо сделанное замечание разрушают эмоциональное состояние детей, возникшее от восприятия природы.

Содержательную сторону экскурсии, отмечает Н. Ф. Виноградова, составляет четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор объектов для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.

Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учитель заранее посещает место экскурсии, продумывает наиболее целесообразный путь следования, расстановку детей для наблюдения. Необходимо также подготовить заранее оборудование, которое понадобится для экскурсии: корзинки для природного материала, альбомы для зарисовки и т.д.

П. Н. Андрианов отмечает: экскурсии занимают важное место в школьном курсе. Это объясняется тем, считает он, что экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок.

А И. М. Чередов, автор книги «Формы учебной работы в средней школе» считает, что экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке и т.д., т.е. в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовой и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срыва других занятий.

Н. Ф. Виноградова выделяет следующие группы экскурсий, которые включены во все программы начальной школы:

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года;

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

С. А. Смирнов, автор книги «Педагогика» в разделе «Внеурочные формы организации текущей учебной работы» выделяет следующие виды экскурсий:

- вводные экскурсии (проводятся перед непосредственным изучением нового материала);

- текущие;

- итоговые (проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала).

Также Смирнов отмечает, что каждая экскурсия имеет свою чётко выделенную цель: одни предназначены для изучения нового материала, другие используются для закрепления уже изученного. Заключительные экскурсии помогают учащимся повторить пройденную тему или раздел. Как правило, завершающие экскурсии связывают с выполнением учащимися тематических заданий.

Он считает, что экскурсия может длиться от 40-45 минут до 2-2,5 часов. В этот промежуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета экскурсии, содержанием и сложностью материала и, конечно, возрастом учащихся.

Смирнов добавляет, что закончиться экскурсия может игровой беседой. Однако на последующих после экскурсии уроках учитель должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе её материалы и знания учащихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии материала.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком – то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является: направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Периодизация русской риторики
Изучение времени создания учебников риторики, их содержания и стиля позволило открыть прямую связь с изменениями в истории русского общества, его идеологическими и экономическими преобразованиями. Поскольку риторика отражает стиль жизни общества, предлагает образ мысли и слова, она прямо связана с ...

Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

Особенности работы персонала в период адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению
Первая трудность, с которой сталкиваются и родители и воспитатели в яслях это проблема адаптации к детскому учреждению. Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются не готовыми к детскому саду. Отсу ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru