Серьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют всё его поведение. К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.
Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём.
В трёхлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым - необходимым моментом её исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения: преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи.
Новое видение "Я" через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Я ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения.
Становление такой системы Я, где точкой отсчёта является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.
Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста
Еще о педагогике:
Национальная специфика речевого этикета
Речевой этикет – важный элемент каждой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно. И. Эренбург оставил такое интересное свидетельство: «Евро ...
Содержание работы по развитию мелкой моторики и зрительно–двигательной
координации на формирующем этапе
В течение одного года мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста (40 человек) естественный эксперимент, задачи которого заключались в следующем: 1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом: – развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; – развивать точ ...
Способы изготовления игрушек с подвижными частями. Материалы,
оборудование, инструменты
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова ...