Современная русская риторика

Страница 2

6. Воронежская школа речевого воздействия. «Наука о речевом воздействии, - пишет основатель школы проф. И.А. Стернин – интегральная наука, объединяющая целый комплекс знаний смежных наук: традиционной лингвистики, психолингвистики, коммуникативной лингвистики, риторики, психологии, теории массовой коммуникации, связей с общественностью, конфликтологии и т.д.».

Далее только перечисляю:

7. Саратовская школа стилистики речи.

8. Петербургская театрально-риторическая школа.

9. Екатеринбургская школа речеведения.

10. Астраханская школа политической риторики (там написан ряд диссертаций по политической риторике, хотя данной темой занимаются активно и в МГУ имени М.В.Ломоносова на факультете гос. управления, и в нашем Институте русского языка имени АС. Пушкина).

Выше перечисленными работами далеко не исчерпывается российский опыт разработки риторической проблематики, поэтому стоит говорить о многообразии риторических концепций в России.

Совершенно особая тема – практическое преподавание риторики в России. У нас есть сегодня множество риторических школ, фирм, компаний, которые занимаются обучением публичной речи. Они проводят тренинги (не всегда высокого (хорошего) качества, но за высокие (хорошие) деньги. Преподаватели университетов также ведут такую обучающую деятельность, например, у нас создан Риторический центр «Златоуст», ведутся Летние и Зимние школы по преподаванию риторики и русского языка на риторической основе.

Наконец, главное, о чём мне хотелось бы рассказать нашей компетентной аудитории (вы сами решите, хвалить меня или критиковать) – наши исследования иностранного (зарубежного) опыта.

Прежде всего, хочу сказать о русском менталитете (национальном характере), который в некотором смысле парадоксален (антиномичен, противоречив). Мы ощущаем себя великой нацией (Великой Россией), в то же время мы охотно всё копируем, заимствуем, «любим» всё иностранное, мы – переимчивая нация . Когда мы берём всё лучшее, как было в 18-19 веках и активно творим своё собственное, тогда получается благой результат – так было, кстати, с учебниками риторики, которые переводились с латинского, немецкого, французского. Когда происходит слепое копирование всего подряд (как было в перестройку и часто случается сегодня в наших СМИ), результат – печальный.

Итак, изучение иностранного опыта чрезвычайно много дало русской культуре и науке, причем не только опыта европейского, но и восточного (китайского и индийского).

Буду говорить конкретно.

Я вспоминаю 1976 год, когда в Московском университете защищалась диссертация Ольги Брынской «Основные характеристики новейшей американской риторики». С большим интересом мы узнавали, что жизнь американского общества организована по риторической модели, что американская нация потому так процветает и предлагает миру свой стиль мысли и поведения, что она риторически активна.

Мой друг Вадим Радченко написал в те годы «Историю ораторского искусства в США». Мой американский ученик и друг Боб Майерсон, когда я его побудил заниматься риторикой, выписал с Родины учебник «Communication and Leadership program» и организовал в Москве три общества «Toastmaster International». Мои студенты факультета иностранных языков Московского университета перевели его на русский язык, и мы успешно осваиваем американский опыт.

Особенно популярен в России учебник Дейла Карнеги, что имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.Огромный интерес вызывает в России японская теория языкового существования, представляющая собой опыт рационального построения жизни общества через оптимально организованные коммуникативные связи всех членов общества. Сущность данной теории заключается в рассмотрении действий каждого члена обществ с точки зрения эффективности речи и трудовой нагрузки. Японская культура создала особый тип языковой личности, эффективно и грамотно выстраивающей свое общение в разных видах речевых контактов.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Особенности деятельности социального педагога
Смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая ра ...

Организация питания за счет договора аренды с предприятием общепита
Размещение в ЦДО стороннего предприятия общественного питания (кафе-столовая), которое обеспечивает потребности сотрудников, учащихся и их родителей в горячем питании. Так же предприятие выполняет роль буфета на время проведения концертных и других мероприятий городского уровня в здании ЦДО. Главны ...

Изучение особенностей личности младших школьников в педагогическом процессе
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Существен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru