В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Нужно сказать, что методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а так же отношение к окружающему миру.
Саморукова П.Г. выделяет несколько методов обучения:
К наглядным методам относиться наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности дошкольников, позволяет сформировать у них яркие представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с птицами необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Так же Саморукова подчеркивает, что выбор методов и необходимость их комплексного использования определяются возрастными возможностями, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Основным методом ознакомления детей с птицами является наблюдение.
Нам известно, что наблюдение – специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
В современной педагогике существует классификация наблюдений:
По времени (кратковременные и длительные).
От места проведения (естественная среда и специально организованная).
По количеству детей (индивидуальные, групповые, фронтальные).
От инициатора (самостоятельное наблюдение, с подачи воспитателя).
От дидактических задач (первичное, повторное, итоговое).
Так же широко используется в ознакомлении детей с природой игры. Применяются две группы игр:
С готовым содержанием.
Творческие игры.
Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты).
Настольно- печатные – игры типа лото, домино, разрезные печатные картинки.
Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей о свойствах, признаках тех или иных предметов.
Еще в экологическом воспитании использую такие методы, как несложные опыты и ознакомление детей с природой через трудовую деятельность.
Важное значение в процессе экологического образования имеет создание среды: экологических комнат, лабораторий, живых уголков(уголков природы), зимних садов, музеев, фитобаров, огородов, садов, альпийских горок, мини-ферм, экологических тропинок и озеленение близ лежащих территорий.
Нам хотелось бы уделить внимание созданию уголков природы в детских садах, так как посредством их можно знакомить детей не только с растениями и животными, но и с птицами. Для начала необходимо сказать, что совершенно не гуманно держать птиц в неволе. В живые уголки можно брать тех птиц, которые в наших природных условиях не могут выжить без помощи человека.
Рыжова говорит о том, живые уголки - достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за птицами, побуждают детей заботиться о них.
Н.А. Рыжова подчеркивает, что особенно важно иметь живые объекты в городских детских садах, где большинство людей лишены контакта с природой.
Виноградова выделяет этих элементов среды три вида: отдельное помещение, часть экологической комнаты и живые уголки в группах.
Марковская М.М. советует при возможности, выделить для животных специально оборудованное помещение. При выделении следует помнить, что некоторым его обитателям нужен свет и повышенная температура. При организации живого уголка следует учитывать ряд моментов:
Видовой состав животных. Как уже говорилось, в живом уголке лучше не держать диких животных, характерных для зоны, где находится дошкольное учреждение. Исключением могут быть птицы, которые нуждаются в помощи: раненые, замерзшие и т.д. наиболее просты в содержании и легко доступны для приобретения – волнистые попугайчики и канарейки, если есть условия можно приобрести декоративных кур.
Еще о педагогике:
Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании
детей среднего дошкольного возраста
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Для средних дошкольников в игре главное - отношения между людьми, игровые действия производя ...
Модель творческого педагога на современном этапе
В этой работе, моделируя личность творческого педагога, я положу в основу теорию коллективного творческого воспитания, о которой мы так много слышали, много читали и так мало используем на практике. Какими же личными качествами должен обладать творческий педагог? Где много детей, там должен быть де ...
Выявление нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и
знаний детьми истории и культуры родного поселка
На констатирующем этапе эксперимента первым нашим шагом было решение первоочередной задачи - изучение нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детей истории и культуры родного поселка. Опираясь на исследования Космачевой Н.В. о том, что диагностический материал по выявлению уровня сформир ...