Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста

Страница 2

Возрастной период от трех до семи лет – это дошкольный этап развития речи. В этом возрасте продолжает увеличиваться как активный, так и пассивный словарь. В словаре детей 4-5 лет уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии (скобланул – царапнул). У детей 4-х лет слова продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной. После 5-ти лет дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.

В это же время формируется чутье языка. Дети 5-6 лет, вслушиваясь в речь окружающих, способны запомнить особенности произношения у других и недостатки в своей речи. К этому времени речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Рассмотрим более подробно становление звукопроизношения. Оно охватывает в свой возрастной период от года до 5-6 лет. При этом звуки речи усваиваются неизолированными в составе целых слов, звуковая структура которых по мере овладения ребенком правильным звукопроизношением все более и более уточняется.

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух и в полном смысле этого слова «ведет» за собой непосредственное артикулирование речи и постепенно все более и более уточняющееся. Различение всех звуков речи на слух допустимо ребенку уже с 2-х летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.

Поэтому понятно, что для детей с нарушением слуха процесс овладения правильным звукопроизношением будет протекать в усложненных условиях и потребует определенной специальной помощи. Это убедительный довод в пользу того, что любой вид патологии необходимо выявить как можно раньше.

Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в развитии несколько отстает от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свойственно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением. По этой причине в возрасте от года до двух лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных, губно-губных согласных – Г, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные первые произносимые ребенком слова.

В возрасте от 2-3 лет усваивается произношение и ряды артикуляторно сравнительных несложных звуков. К ним относятся гласные И, Ы, У; губно-губные согласные Ф, В; начинают простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н; заднеязычные К, Г, Ч и звуков среднеязычных Гי, Кי. Каждая из этих групп согласных звуков характеризуется наличием общих признаков артикуляции, что отражено в самих названиях звуков ( губно-губные, передние и заднеязычные). Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, только ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука – Т, Д, Н, то же самое относится и ко всем другим группам звуков.

Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих С, З, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ звуков ребенок овладевает в более поздние сроки в возрасте от 3-5 лет. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на артикуляторно простые. При этом характерно, что по мере совершенствования речевого аппарата развивающиеся звуки-заменители постепенно усложняются. Так, если на первых порах в качестве заменителя звука Ш выступает звук Т, Тי, то несколько позже в этой роли мы видим уже Сי, затем С (мягкие согласные в детской речи появляются после твердых) и, наконец, сам звук Ш. таким образом, слово ШАПКА в разные возрастные периоды в речи одного и того ребенка будет звучать по разному: ТЯПКА – СЯПКА – САПКА – ШАПКА. Здесь важно отметить, что во всех этих случаях мы имеем дело с полной задержкой артикуляторно сложного звука каким-то более простым, но правильно произносимым звуком. Позднее всего, нередко лишь в возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков Р и твердого Л.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР
Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата « ...

Работа учреждения дополнительного образования
Исследовательская работа проходила на базе подросткового туристского клуба "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре. Педагоги клуба в работе с трудными подростками ставят перед собой ряд задач: Социализация подростков, а именно: умение работать в команде. Развитие лидерских качеств Индивидуальн ...

Структура воспитательной деятельности учителя и сущность ее отдельных видов
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В.Кузь ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru