Динамика развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного взраста » Динамика развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста

Страница 3

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью – специфической восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее ярко проявляющейся в развитии речевых функций (сенситивные периоды). Выделяются также критические периоды, или кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность [18, 500–530]. При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, «скачка» развития. Физиологически критический период характеризуется «преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде.

Г. Люблина кратко описала «ступеньки» развития руки и мозга, «ступеньки» развития психомоторики детей дошкольного возраста:

Первый год жизни

Первый месяц

Руки сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны. Собственная рука в этот период бывает одним из главных «предметов», на котором останавливается взгляд малыша.

Второй месяц

Руки ещё сжаты в кулачки, но взгляд малыша более определён и направлен. Ребёнок часто разглядывает свои руки, «зафиксированные» на расстоянии. Появляется улыбка – это первый общественный контакт.

Третий месяц

Руки большей частью сжаты в кулачки, но если вложить в них что-либо, пальцы ухватятся и будут держать решительно и осознанно. Появляется желание дотянуться до предмета, схватить его, например игрушку, подвешенную над кроваткой.

Четвёртый месяц

Пальцы не сжаты. Малыш любит играть с пальцами, умеет держать погремушку, размахивать ею, иногда ему удаётся поднести погремушку ко рту. Если игрушка попадает в поле зрения, то движения руки оказываются под контролем глаз, (этот процесс будет совершенствоваться).

Пятый месяц

Ребёнок высоко поднимает голову, разглядывает всё вокруг, сам переворачивается. Если дать ему два пальца, он сразу же крепко их схватит и начнёт подтягиваться, пытаясь сесть. Лёжа на спине, хватает себя за ступни, притягивает их к голове, берёт в рот пальцы ног. Если рядом находятся игрушки, то хватает их, ощупывает, тянет в рот, снова рассматривает.

Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и для мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста
Цель формирующего этапа эмпирического исследования - подбор мероприятий с использованием театрально-игровой деятельности, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста. Театрально-игровая деятельность проводились при условиях: ненасильственности общения, положительный хара ...

Обзор методической литературы
Ответственность учителя начальных классов исключительна, но в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождени ...

Порядок выключения компьютера
После того, как работа за компьютером завершена, его нужно выключить. И делать это нужно аккуратно и правильно. Чтобы выключить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия: 1) завершить выполнение всех работающих прикладных программ. Если этого не сделать, то программы будут зав ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru