Интенсификация обучения: сущность и содержание

Статьи о педагогике » Методическая система и интенсивные технологии обучения » Интенсификация обучения: сущность и содержание

Страница 2

- соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента; этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;

- ускорение индивидуального освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию «логического конструкта» дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде.

В процессе реализации поставленных задач в работе были рассмотрены основные методические системы современного обучения: репродуктивная, догматическая, сообщающая, развивающая, программированная, проблемная, задачная, продуктивная, проективного обучения, контекстного обучения, имитационная и информационная. Методическая система представляет собой общую направленность обучения. В чистом виде в реальных условиях методические системы не существуют. Это абстрактные модели, которые необходимы для уяснения структуры, характера и возможностей каждого вида обучения. В реальных системах обучения выделенные типы и соответствующие им методы обучения применяются в определенных комбинациях, сочетаниях, взаимодополняют друг с друга. При этом какой-то тип остается ведущим, доминирующим, а остальные элементы дополняют и обогащают его. Каждый из методов и методических систем имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Не существует и, очевидно, не может существовать универсального метода или методической системы обучения. Обучение всегда строится на определенной композиции методов с учетом конкретных целей, условий и обстоятельств обучения.

Понятие «технология обучения» по своему содержанию уже понятия «методическая система». Технология обучения как особое направление в дидактике дала толчок созданию обучающих систем и пакетов документов, в которые входят цели и содержание обучения по определенной дисциплине, обучающие операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Поскольку современные технологии ориентируются на использование компьютера в обучении, то основу пакета документов составляет программный продукт. Технология обучения стимулирует также процессы развития информационных технологий в образовании и их внедрения.

Интенсификация обучения как передача большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний считается одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Таким образом, традиционная технология обучения (от знания к умениям) может и должна быть дополнена новыми интенсивными технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Понятие «интенсивные технологии обучения» можно понимать как совокупность принципов, этапов, способов, инструментов и систем последовательного управления процессами обучения с целью передачи большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Интенсивные технологии обучения должны мобилизировать познавательный и творческий потенциал обучающейся личности.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Обучение учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильных станках как социально-педагогическая проблема
Воспитание подрастающего поколения осуществляется за счет освоения ими социального опыта людей путем выработки на этой основе опыта своей жизнедеятельности. Это происходит в процессе и результате включения их в общественные отношения, общение и общественно-необходимую трудовую деятельность. Главная ...

Развитие речи и мышления детей раннего возраста
В раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические процессы и новые виды ...

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru