- соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента; этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;
- ускорение индивидуального освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию «логического конструкта» дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде.
В процессе реализации поставленных задач в работе были рассмотрены основные методические системы современного обучения: репродуктивная, догматическая, сообщающая, развивающая, программированная, проблемная, задачная, продуктивная, проективного обучения, контекстного обучения, имитационная и информационная. Методическая система представляет собой общую направленность обучения. В чистом виде в реальных условиях методические системы не существуют. Это абстрактные модели, которые необходимы для уяснения структуры, характера и возможностей каждого вида обучения. В реальных системах обучения выделенные типы и соответствующие им методы обучения применяются в определенных комбинациях, сочетаниях, взаимодополняют друг с друга. При этом какой-то тип остается ведущим, доминирующим, а остальные элементы дополняют и обогащают его. Каждый из методов и методических систем имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Не существует и, очевидно, не может существовать универсального метода или методической системы обучения. Обучение всегда строится на определенной композиции методов с учетом конкретных целей, условий и обстоятельств обучения.
Понятие «технология обучения» по своему содержанию уже понятия «методическая система». Технология обучения как особое направление в дидактике дала толчок созданию обучающих систем и пакетов документов, в которые входят цели и содержание обучения по определенной дисциплине, обучающие операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Поскольку современные технологии ориентируются на использование компьютера в обучении, то основу пакета документов составляет программный продукт. Технология обучения стимулирует также процессы развития информационных технологий в образовании и их внедрения.
Интенсификация обучения как передача большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний считается одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Таким образом, традиционная технология обучения (от знания к умениям) может и должна быть дополнена новыми интенсивными технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Понятие «интенсивные технологии обучения» можно понимать как совокупность принципов, этапов, способов, инструментов и систем последовательного управления процессами обучения с целью передачи большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Интенсивные технологии обучения должны мобилизировать познавательный и творческий потенциал обучающейся личности.
Еще о педагогике:
Опытно-экспериментальная работа по развитию детского
декоративного творчества средствами декоративной композиции
Дошкольное образовательное учреждение №20 г. Кирово - Чепецка работает по программе "Радуга" Т.Н. Дороновой. В группе были созданы все необходимые условия для развития детского изобразительного творчества: на занятии и в свободном пользовании находились листы разного формата, наборы графи ...
Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии
Методические рекомендации и авторская программа Итак, синергетически-целостное обучение и воспитание становятся реальностью, необходимым условием для их осуществления является изменение мировоззрения человека, понимание цельности развития его и космоса, взаимосвязи Жизни и Движения. Мы говорим о вы ...
Теоретические основы развития орфографической зоркости в процессе словарной
работы на уроках русского языка
Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически-грамотного письма. От того, насколько полно будут сформированы навыки правоп ...