Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии

Статьи о педагогике » Место опорного конспекта в процессе изучения психологии » Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии

Страница 3

Опорные материалы помогают преподавателю:

организовать и использовать учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы;

предоставлять студенту свободу выбора средств и способов выполнения учебных заданий;

анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают учащегося к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

наглядно представить учащимся весь изучаемый материал;

сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;

многократно повторять учебный материал;

быстро, без больших временных затрат, проводить рефлексию;

привлечь к контролю родителей и создать комфортную обстановку на уроке.

Создание опорных конспектов очень трудоемко для преподавателя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения опорных сигналов, конспектов на занятиях по психологии, затем структурировать, интегрировать, обобщать учебный материал. Необходим тщательный отбор опорных символов на основе - семиотики - науке о знаках, умение составлять опорный конспект для учащихся на каждое занятие.

Эффективность применения опорного конспекта определяется следующими факторами:

Во-первых, использование опорного конспекта помогает учащимся освоить основные знания о психике человека.

Во-вторых, работа с конспектами и другими схемами, рисунками учебника способствует развитию психологического мышления, потребности в получении психологических знаний.

В-третьих, процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания, вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала, многократно повторять его.

Наконец, регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для дальнейшего обучения.

В-четвертых, важно научить школьников работать с опорным конспектом. Для этого разработана памятка для учащихся при подготовке к семинарским и практическим занятиям:

Вспомни объяснение преподавателя, используя конспект.

Раскрась его цветными карандашами (фломастерами).

Прочти заданный материал по учебной книге.

Сопоставь, прочитанное с конспектом.

Расскажи материал учебника с помощью конспекта.

Расскажи материал без конспекта.

Преимуществами использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностного роста студентов. Применяя при ответе опорные материалы, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог и т.д. Упрощается оперирование новыми терминами, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность. Опорные конспекты помогают в рациональном и экономном использование урочного и внеурочного времени для подготовки домашнего задания, поэтому опорный конспект можно считать здоровье сберегающим фактором. Сочетание опорного конспекта с новыми информационными технологиями (его можно набрать на компьютере, создать вокруг него инфраструктуру наглядной конструкции, через систему ссылок к ресурсам создать учебный сайт) способствует более прочному усвоению ЗУН.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Движущие силы и основные закономерности становления личности
Движущими силами становления личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ...

Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста
На основании приведенных выше примеров использования дидактических игр в практике экологического воспитания детей 3-5-ти лет, мы можем сделать выводы об их эффективности в педагогическом процессе. Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и ...

Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы
Каждый учебно-методический комплект по русскому языку 1 – 4 класса, включающий в себя программу, учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие, направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru