Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии

Статьи о педагогике » Место опорного конспекта в процессе изучения психологии » Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии

Страница 3

Опорные материалы помогают преподавателю:

организовать и использовать учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы;

предоставлять студенту свободу выбора средств и способов выполнения учебных заданий;

анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают учащегося к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

наглядно представить учащимся весь изучаемый материал;

сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;

многократно повторять учебный материал;

быстро, без больших временных затрат, проводить рефлексию;

привлечь к контролю родителей и создать комфортную обстановку на уроке.

Создание опорных конспектов очень трудоемко для преподавателя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения опорных сигналов, конспектов на занятиях по психологии, затем структурировать, интегрировать, обобщать учебный материал. Необходим тщательный отбор опорных символов на основе - семиотики - науке о знаках, умение составлять опорный конспект для учащихся на каждое занятие.

Эффективность применения опорного конспекта определяется следующими факторами:

Во-первых, использование опорного конспекта помогает учащимся освоить основные знания о психике человека.

Во-вторых, работа с конспектами и другими схемами, рисунками учебника способствует развитию психологического мышления, потребности в получении психологических знаний.

В-третьих, процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания, вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала, многократно повторять его.

Наконец, регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для дальнейшего обучения.

В-четвертых, важно научить школьников работать с опорным конспектом. Для этого разработана памятка для учащихся при подготовке к семинарским и практическим занятиям:

Вспомни объяснение преподавателя, используя конспект.

Раскрась его цветными карандашами (фломастерами).

Прочти заданный материал по учебной книге.

Сопоставь, прочитанное с конспектом.

Расскажи материал учебника с помощью конспекта.

Расскажи материал без конспекта.

Преимуществами использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностного роста студентов. Применяя при ответе опорные материалы, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог и т.д. Упрощается оперирование новыми терминами, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность. Опорные конспекты помогают в рациональном и экономном использование урочного и внеурочного времени для подготовки домашнего задания, поэтому опорный конспект можно считать здоровье сберегающим фактором. Сочетание опорного конспекта с новыми информационными технологиями (его можно набрать на компьютере, создать вокруг него инфраструктуру наглядной конструкции, через систему ссылок к ресурсам создать учебный сайт) способствует более прочному усвоению ЗУН.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Развитие детского творчества
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не ...

Результаты выполнения индивидуального задания. Проведение урока педагогики «Виды и механизмы памяти»
Обоснование выбора темы: память играет ведущую роль в познавательной и в любой другой деятельности человека и в его общении с людьми. Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что они узнали о действительност ...

Особенности развития лидерских качеств детей подросткового возраста
Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: « Кто такой лидер?» и «Что такое лидерство?». То есть дать определение этим словам. Лидер (в группе) – член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признают ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru