Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии

Статьи о педагогике » Место опорного конспекта в процессе изучения психологии » Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии

Страница 3

Опорные материалы помогают преподавателю:

организовать и использовать учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы;

предоставлять студенту свободу выбора средств и способов выполнения учебных заданий;

анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают учащегося к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

наглядно представить учащимся весь изучаемый материал;

сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;

многократно повторять учебный материал;

быстро, без больших временных затрат, проводить рефлексию;

привлечь к контролю родителей и создать комфортную обстановку на уроке.

Создание опорных конспектов очень трудоемко для преподавателя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения опорных сигналов, конспектов на занятиях по психологии, затем структурировать, интегрировать, обобщать учебный материал. Необходим тщательный отбор опорных символов на основе - семиотики - науке о знаках, умение составлять опорный конспект для учащихся на каждое занятие.

Эффективность применения опорного конспекта определяется следующими факторами:

Во-первых, использование опорного конспекта помогает учащимся освоить основные знания о психике человека.

Во-вторых, работа с конспектами и другими схемами, рисунками учебника способствует развитию психологического мышления, потребности в получении психологических знаний.

В-третьих, процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания, вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала, многократно повторять его.

Наконец, регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для дальнейшего обучения.

В-четвертых, важно научить школьников работать с опорным конспектом. Для этого разработана памятка для учащихся при подготовке к семинарским и практическим занятиям:

Вспомни объяснение преподавателя, используя конспект.

Раскрась его цветными карандашами (фломастерами).

Прочти заданный материал по учебной книге.

Сопоставь, прочитанное с конспектом.

Расскажи материал учебника с помощью конспекта.

Расскажи материал без конспекта.

Преимуществами использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностного роста студентов. Применяя при ответе опорные материалы, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог и т.д. Упрощается оперирование новыми терминами, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность. Опорные конспекты помогают в рациональном и экономном использование урочного и внеурочного времени для подготовки домашнего задания, поэтому опорный конспект можно считать здоровье сберегающим фактором. Сочетание опорного конспекта с новыми информационными технологиями (его можно набрать на компьютере, создать вокруг него инфраструктуру наглядной конструкции, через систему ссылок к ресурсам создать учебный сайт) способствует более прочному усвоению ЗУН.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Принцип научности
Принцип научности, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. Практика прогрессивных дидактических с ...

Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К ...

Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru