Использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками

Статьи о педагогике » Использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Начиная с ясельного возраста, педагоги знакомят детей с окружающим миром, дают им первоначальное представление о природе и природных явлениях. В среднем дошкольном возрасте уже возможна дифференциация знаний. В этот период ребенок способен воспринимать окружающий его мир более детально. Поэтому для детей 3-5 лет тема «Экология» может быть выделена в отдельный блок знаний.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанного и правильного отношения детей к природе. Оно строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, на чувственном познании и наблюдении доступных пониманию взаимосвязей в живой и неживой природе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека и его ценностных ориентиров в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Программы для детского сада содержат разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе. Программы нацеливают воспитателей на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы. Основные направления экологической культуры на этом этапе – знание и отношения.

Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла в средней группе детского сада помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

В связи с этим нами поставлена цель рассмотреть дидактические игры и методику их использования на занятиях экологического цикла с дошкольниками 3-5 лет.

Объектом нашего исследования является воспитательный процесс в рамках темы «Экология».

Предмет: экологические дидактические игры как средство формирования знаний по экологии в среднем дошкольном возрасте.

Изучение методической и научной литературы, анализ опыта педагогов и методистов позволили сформулировать гипотезу исследования: активное формирование экологической культуры у детей 3-5 лет происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр.

Цель исследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:

1. рассмотреть психолого-педагогические особенности среднего дошкольного возраста;

2. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей применения дидактических экологических игр при воспитании и обучении дошкольников;

3. оценить воспитательный потенциал дидактических игр в процессе формирования экологических знаний дошкольников.

Методологической основой исследования является теория соответствия деятельности и психических функций человека (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Я.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), теория познания, теория гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский).

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него экологических представлений. Рассмотрено содержание игр на экологическую тематику и методика их применения на занятиях в средней группе детского сада.

Еще о педагогике:

Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...

Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К ...

Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
Ранний период детства отличается интенсивностью темпов физического и психического развития ребенка. Значительные изменения происходят в развитии центральной нервной системы ребенка; физиологически в этот период идет созревание мозговых структур. Согласно исследованиям физиологов функции центральной ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru