Сущность досуговой деятельности

Страница 2

Маркс определил досуг как "последовательный процесс восстановления человеческих сил и их развитие", а свободное время как время, "представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности."

Из этих определений вытекают два методологических принципа:

I. В основе понятийного смысла термина "досуг" лежит понятие "свободного времени" как пространства досуга

II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры "творческих сил".

Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время" между собой уравнивают.

В “Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие "досуг" означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.

Большая советская Энциклопедия дает такое определение: “Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат.

Энциклопедия социологии определяет досуг как систему различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях.

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Исходя из данных подходов к пониманию досуговой деятельности, можно выделить основные функции досуга:

функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий;

функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т.п.) и физического развития человека.

Вторая принимает все большее значение.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно - организованный.

Таким образом, можно говорить о деятельном, временном делении досуга, типе досуга в зависимости от места проведения, а так же в зависимости от количества принимаемых в нем участие людей.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Не существует единого подхода к пониманию сущности досуга. В современности существует 3 группы исследовательских подходов: экономический, психолого-педагогический и философский.

В рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований существуют активные и пассивные формы проведения досуга.

Досуг имеет две основные функции: функция восстановления сил и функция духовного и физического развития.

Среди множество разнообразных типологий досуга наиболее значительными являются разделение досуга в зависимости от вида деятельности, времени проведения, места проведения и количества принимаемых участие людей.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Факторы трудновоспитуемости подростков
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть о ...

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка в педагогическом процессе
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Вполне естес ...

Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой, дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных ф ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru