Сущность досуговой деятельности

Страница 2

Маркс определил досуг как "последовательный процесс восстановления человеческих сил и их развитие", а свободное время как время, "представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности."

Из этих определений вытекают два методологических принципа:

I. В основе понятийного смысла термина "досуг" лежит понятие "свободного времени" как пространства досуга

II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры "творческих сил".

Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время" между собой уравнивают.

В “Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие "досуг" означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.

Большая советская Энциклопедия дает такое определение: “Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат.

Энциклопедия социологии определяет досуг как систему различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях.

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Исходя из данных подходов к пониманию досуговой деятельности, можно выделить основные функции досуга:

функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий;

функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т.п.) и физического развития человека.

Вторая принимает все большее значение.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно - организованный.

Таким образом, можно говорить о деятельном, временном делении досуга, типе досуга в зависимости от места проведения, а так же в зависимости от количества принимаемых в нем участие людей.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Не существует единого подхода к пониманию сущности досуга. В современности существует 3 группы исследовательских подходов: экономический, психолого-педагогический и философский.

В рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований существуют активные и пассивные формы проведения досуга.

Досуг имеет две основные функции: функция восстановления сил и функция духовного и физического развития.

Среди множество разнообразных типологий досуга наиболее значительными являются разделение досуга в зависимости от вида деятельности, времени проведения, места проведения и количества принимаемых участие людей.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
Существуют определенные методы и приемы, с помощью которых можно формировать и развивать положительную мотивацию младших школьников к учебной деятельности. Для того, чтобы сформировать познавательный интерес, чувство долга и ответственности и другие положительные мотивы учения используется весь арс ...

Национальная специфика речевого этикета
Речевой этикет – важный элемент каждой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно. И. Эренбург оставил такое интересное свидетельство: «Евро ...

Динамика развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста
Исследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действ ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru