Роль телевидения как средства формирования духовно- нравственных ценностей младших школьников

Статьи о педагогике » Нравственное воспитание школьников » Роль телевидения как средства формирования духовно- нравственных ценностей младших школьников

Страница 5

Все более явно обнаруживается тенденция к приватизации жизни человека, все большее значение приобретают ценности благосостояния, потребления, которые трудно однозначно определить как относящиеся к духовной или материальной сферам.

Отмеченное возрастание потребительских тенденций в среде молодежи отражает определенные формообразующие моменты ее духовной культуры. Данные социологических исследований показывают, что уровень духовной культуры, интерес к ней достаточно низок у значительной части молодых людей, в то время как преобладает ориентация на материальные ценности.

2. Снижение популярности традиционных видов СМИ

В последнее время наблюдается снижение интереса молодежи к различным каналам (пресса, радио, телевидение) массовой информации. За 1993 г. он сократился соответственно: на 46% по отношению к периодической печати, на 32% — к телевидению и на 17% — к радио.

По данным опросов “Медиа фокус в Москве” и “Медиа фокус в Санкт-Петербурге”, проведенных в июне 1994 г., телеаудитория в Москве уменьшилась в сравнении с 86,7% в ноябре-декабре 1993 г., составляя 85,5% в среднем на день. Однако следует отметить, что несмотря на меньшую численность москвичей, смотрящих телевизор, длительность просмотров увеличилась. Феномен падения уровня телеаудитории более заметен в Санкт-Петербурге, где уровень телеаудитории упал с 86,1% до 81,4%. Понизилось также время просмотра в расчете на одного человека: 226 минут против 229 минут в ноябре-декабре 1993 г.

Несмотря на общую тенденцию снижения интереса молодых людей к СМИ, можно говорить о двоякой ориентации их запросов в области телевидения: с одной стороны — обращение к информационному поиску, с другой — устойчивый интерес к развлекательным программам, В области телеинформации молодежь отдавала предпочтение таким программам новостей как “Намедни”, “Утро”, в то время как наименьшей популярностью пользовались "Времена” "Подробности”, ”. Многие вообще не смотрят программы новостей. Эта тенденция продолжала существовать и в 2002 г.

3. Инновации в видеокультуре и модернизация технологий

а) Стирание границ, амортизация жанров

Тенденцией в подаче материала на телевидении, является “смешение” жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Молодежная аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере. На западе этот процесс идет также в направлении слияния новостей и развлекательных программ. В 90-х гг. в США как ТВ-индустрия, так и широкая публика стали перед проблемой так называемого "трэш ТВ” ("таблоидного” “реального”, “шокового”). Оно привлекло к себе внимание и деятелей образования. Уже в 1989 г. Американская Ассоциация воспитателей средствами радио и телевидения критически высказалась на эту тему в выступлении “Трэш ТВ — чему мы учим нашу молодежь?”. К категории “трэш” обычно относят программы авторского телевидения, построенные по принципу диалога со зрителями и “журналы новостей”. Таких программ становится все больше и больше, как в США, так и в других странах, в частности на отечественном телевидении. («Запретная зона», «Цена любви», «Окна» на ТНТ,) В программах такого рода интервьюеры нередко демонстрируют невежливость и разнузданность, намеренное употребление просроченных оборотов, фамильярность ради популярности у аудитории. Особенно ярко проявляется это в передачах, ориентированных на молодежь и подростков. Примером такого рода "программы нового типа” является "А-эротик”, идущая по каналу "2х2” в которой молодой человек-модель оказывается в разных ситуациях, связанных с сексуальным возбуждением.

б) Технологическая модернизация среды

В последние годы наблюдается тенденция к нарастанию скорости распространения видеопродукции, что отражает динамику изменений в технологиях видеокультуры, особенно ярко проявляющуюся в контексте так называемых либеральных демократий западного мира.

в) Модернизация теле- и видеооснащения

4. Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

Расширение сферы видеокультуры ведет к изменению структуры досуга подростков и молодежи. Если еще в недавнем прошлом большую роль как в социализации, так и в воспитании творческой активности и духовно-эстетических качеств молодого поколения играли учреждения культуры, то с середины 80-х гг. стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях, а ко второй половине 80-хгг. изменившиеся жизненные условия придали свободному времени рекреационный характер. Это отражается и в сокращении числа массовых библиотек и клубных учреждений. Так, в 1991 г. в Российской Федерации насчитывалось 59,5 тыс. библиотек, в 1992 — 57,2 тыс., а к концу 1993 — 57 тысяч. Число клубных учреждений сократилось с 70,6 тыс. В 1991 г. до 63,7 тысяч в конце 1993 г

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Анализ опыта учителей начальных классов по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
В этой главе мы приведем анализ деятельности учителей начальных классов, которые активно работают над повышением уровня мотивации к учебной деятельности своих учеников. Е.В. Задунова, учитель начальных классов гимназии № 9 г. Красноярска считает, что одним из показателей развития личности ученика я ...

Ограничения, налагаемые на учебный план
На учебные планы налагаются следующие ограничения: Календарное время окончания реализации любого раздела учебной дисциплины не должно превышать установленного срока обучения в вузе. Количество учебных часов в неделю не должно превышать заданной нормы. На каждой учебной неделе сумма аудиторных часов ...

Контроль как функция управления дошкольным образованием
Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей. Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения инфор ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru