Характеристика баллов: 4 балла – проявляется сильно; 3 балла - проявляется достаточно; 2 балла – проявляется средне; 1 балл – проявляется умеренно; 0 баллов – не проявляется.
По сумме баллов определяется уровень сформированности понятия “гуманность”: низкий 3-5 баллов; средний 6-12 баллов; достаточный 13-17 баллов; высокий 18-23 балла.
Таким образом, данные обследования учащихся позволяют увидеть, что представления школьников об нравственных категориях сформулированы слабо или не сформулированы.
Для изучения направленности личности младших школьников мы использовали методику «Веер», цель которой состояла в том, чтобы выяснить характер направленности личности младшего школьника.
1. Ты обидел друга из-за плохого настроения. Как ты с ним помиришься?
2. У приятеля в гостях с тобой кто-то поссорился. Ты собирался уйти, а приятель просит тебя остаться. Как ты поступишь?
3. На улице потерялся малыш: он плачет, зовет маму и ничего о себе не может сказать. Что ты сделаешь?
4. Около твоего дома появился котенок. Что ты будешь делать, если родители не разрешат взять его домой?
5. На перемене тебя кто-то больно ударил. Уже идет урок, а обида не дает тебе успокоиться. Что делать?
6. Ты подрался с приятелем. Сам обидел его, и ему же больнее досталось. Что ты сделаешь, если от обиды он заплачет?
7. Твою младшую сестренку обидел твой приятель. Что ты будешь делать, чтобы этого больше не повторилось?
8. У тебя много дел, а мама просит тебя прибрать в комнате. Что ты ей ответишь?
9. Что ты скажешь человеку, обившему бездомное животное?
10. Ты заметил, что мама себя плохо чувствует. В доме много дел. А тебе хочется погулять. Как ты поступишь?
11. Ты задумался и не уступил место пожилому человеку в автобусе. Тебе сделали замечание. Что ты сделаешь?
12. Ты ехал на велосипеде, проехал по большой луже и обрызгал прохожего. Как та поступишь?
13. Ты случайно сломал молодое деревце, посаженное недавно около твоего дома. Как ты поступишь?
Таким образом, мы видим в таблице 2 , что большинство школьников в данных ситуациях поступило бы положительно. Но есть ответы, содержание которых носит не совсем адекватную реакцию, например: на вопрос 5 Коля Щ. ответил “пойду и отомщу”. После обсуждения вопросов, были сделаны выводы о том, что нельзя плохо относиться к окружающим и ненужно быть равнодушным человеком.
Таблица 2
№ п./п. |
Имя. Фамилия ученика |
Номер вопроса | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
1 |
Алеша Я. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Катя М. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Карина В. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Юра Д. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Лиза К. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
6 |
Сережа С. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
7 |
Коля Щ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
8 |
Наташа Н. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
Даша Г. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
10 |
Женя О. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 |
Слава П. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
Лида Р. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Оля Ш. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Еще о педагогике:
Требования к оцениванию
Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом р ...
Понятие декоративного искусства и его видов
Декоративное искусство - один из видов пластических искусств. Оно включает монументально-декоративное искусство экстерьера (витражи, мозаики) и интерьера (станковая живопись). Также существует оформительское декоративное искусство (промышленная графика, афиша) и декоративно-прикладное искусство. Де ...
Современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами
словарной работы
Рассматривая современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы, мы опирались на опыт работы педагогов начальной школы. Учителя Калужской области, Дзержинского района, Латыпова Е.А. и Андросова Л.М. считают, что орфографическую зоркость эффективно тренировать через ...